Главная / Личность / Живописец Русской Арктики
logo

Живописец Русской Арктики

В ноябре 2021 года исполнится 155 лет со дня рождения Александра Алексеевича Борисова, первого живописца Русской Арктики.

Известно, что происходил он из крестьянской семьи, но благодаря своему таланту, упорству и трудолюбию стал видным исследователем Крайнего Севера, известным художником, автором работ об экономическом освоении северных территорий России.

На Новой Земле Александр Борисов открыл и описал 35 географических объектов: бухт, мысов, ледников, рек и проливов. А на карту Новой Земли нанес мысы Васнецова, Репина, Шишкина, Куинджи, Крамского, Верещагина, а также ледник Третьякова.

Художник написал несколько книг по своим путевым дневникам. Его картины с видами Русского Севера путешествовали по России, Европе и Америке.

Александр Алексеевич Борисов родился 14 ноября 1866 г. в деревне Глубокий Ручей рядом с Красноборском (Архангельская область). Грамоте начал учиться по псалтырю у сельского дьячка. Его увлечением стала живопись, хотя семья была категорически против. Он тайно самостоятельно учился рисовать по ночам.

Вскоре Александра взяли в иконописную мастерскую, после ─ в рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. Далее он получил образование в Академии художеств. Его  учителями были знаменитые живописцы Иван Шишкин, Архип Куинджи.  

При этом Александр Алексеевич называл себя страстным исследователем Севера. В его жизни было семь интереснейших экспедиций, воплотившихся в интересные полотна и научные открытия.

Впервые А.А. Борисов направился в северные края в 1894 году, став участником экспедиции к Мурманскому побережью во главе с С.Ю. Витте. Со своей главной задачей ─ зарисовать гавани и бухты Мурманского побережья ─ он справился на «отлично».

А потому следующее путешествие не заставило себя ждать. С июля по сентябрь 1896 года была организована экспедиция Казанского университета на Новую Землю, и художник стал ее участником.

За время поездки А.Борисов написал несколько десятков выразительных этюдов. Он вспоминал: «Хотелось дополнить … географические сведения о наиболее для нас интересных местах Новой Земли и привлечь к ней внимание общества… До сих пор созерцали этот таинственный волшебный мир только одни путешественники, которые нередко платили за это жизнью».

После экспедиции Александр Борисов организовал ученическую выставку. Посетил ее сам П.М Третьяков, купил более 60 этюдов для своей галереи.

А полтора года спустя, в январе 1898-го, началась экспедиция по Большеземельской тундре, которая продлилась чуть более полугода.

Успешная продажа картин и субсидия на устройство следующей экспедиции дали возможность А. Борисову вновь отправиться на Новую Землю. Он собрал сведения научного характера: географические, этнографические, промысловые и другие.

В это же время он писал о социально­экономических проблемах: о необходимости торговли самоедов с русскими, устройства в Заполярье консервных заводов, строительства деревянных судов на севере России. Упоминал о проблемах и перспективах развития северного оленеводства, говорил о важности создания судоверфей на севере России.

Интересно, что на организацию следующей экспедиции на Новую Землю в 1899 году Александр Борисов пожертвовал 7 тысяч рублей собственных средств. Еще 26 тысяч организаторам выделило Министерство финансов.  

Во время этой поездки Борисов дал леднику имя П.М. Третьякова. Еще написал 50 этюдов и эскизов масляными красками, собрал коллекции по геологии и естественной истории. Создал картины, на которых изображены гигантские ледники.

Наконец, главная (по мнению художника) экспедиция на Новую Землю состоялась зимой 1900─1901 года. Она могла стать последней, потому что была потеряна провизия. Экипаж более недели боролся за жизнь. На девятый день его спасли самоеды. У них экспедиция прожила две недели. Были потеряны холсты и краски, о чем А. Борисов жалел:  «Передо мною как художником развёртывались картины одна интереснее другой. Масса световых эффектов, изумительные переливы тонов и красок; в особенности я поражён был ими на реке Белужьей».

За зиму он написал серию портретов спасителей, рисовал пастелью и углём. Назвал ледник именем С.Ю. Витте ─ в знак благодарности за материальную поддержку экспедиции.

Еще одна ─ последняя экспедиция на Новую Землю ─ состоялась в 1903 году, во время которой художник пишет картину «Страна смерти», обобщает впечатления об арктической природе.

В своих воспоминаниях он писал: «Главная цель моей экспедиции была художественная: я задался мыслью во  время путешествия написать как можно больше этюдов, эскизов и рисунков. Затем, вернувшись в Петербург, написать по этим материалам ряд картин и выставлять их по России и за границей, чтобы познакомить общество с далёкими окраинами нашего севера – дать истинную картину того таинственного мира, куда не ступала ещё нога художника.

Были у моей экспедиции ещё две второстепенные цели: чисто практическая и научная, мне хотелось узнать, в каком количестве водится на Новой Земле промысловый зверь ─ медведи, тюлени, песцы, олени, моржи, киты, а также и рыбы, и нельзя ли эти сокровища вывозить. Мы хотели послужить и науке: сделать описание необследованных берегов Новой Земли и собрать коллекции местных растений и животных».

Заметим, что до сих пор картины А. Борисова ─ источник этнографической и географической информации о Севере России. При этом художник отлично понимал: нельзя только средствами живописи помочь Крайнему Северу России в решении социально­экономических проблем. Важно бороться за экономическое восстановление Севера, его транспортное развитие, сохранение природных ресурсов.

Екатерина МАРИЕВА. Фото из открытых источников.

19:12