Николай Псомиади ─ яркий пример служения флоту и людям. Больше 20 лет возглавляя Красноярский судостроительный завод, он оставил яркий след в памяти современников и потомков.
Николай Анастасьевич (Анастасович) Псомиади родился в 1912 году, в городе Алуште Крымской области. О его детстве и юности практически ничего не известно.
Трудиться начал в возрасте 18 лет, в 1930-м. Параллельно учился в Ленинградском институте инженеров водного транспорта (в наши дни – ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова). После окончания вуза в 1937 году устроился на работу в Нижне-Иртышское пароходство. Способного паренька заметили и дали возможность проявить себя на руководящих должностях. Довольно скоро он занял должность начальника ПТО, а после ─ и главного инженера «Главвостокфлота» в Новосибирске.
В это время уже полыхала Великая Отечественная война, и Николаю Анастасовичу с коллегами пришлось в тяжких условиях военного времени самоотверженно трудиться, приближая победу.
А после войны началась новая веха в трудовой биографии Николая Псомиади. С 1948 года его пригласили на работу в аппарат Министерства речного флота. А в 1953-м Николай Анастасович был назначен главным инженером Красноярского судостроительного завода. Через два года стал его директором и на этом посту проработал четверть века ─ до 1978 года.
При новом руководителе завод отстроился заново, произошло обновление станочного парка, были построены помещения моторемонтного цеха и инженерного корпуса, а также здание сборки судов ─ эллинг и спусковое устройство ─ слип.
В заготовительном цехе пустили автоматическую линию по очистке, правке и покраске листового металла, реконструировали инструментальный цех и котельную.
Помимо этого при Николае Псомиади освоили строительство судов сразу нескольких проектов: головной малогабаритный буксир – толкач, баржу грузоподъемностью 1800 т, грузовое судно «Краснодар», морской лесовоз «Балхаш», сухогрузный теплоход «Якутск».
Не забывали на заводе и про воспитание новых кадров. Так, на базе предприятия было открыто городское техническое училище № 1, откуда выпускались юные профессионалы, готовые выполнять работу разной сложности.
В 1964 году Красноярский судостроительный завод перешел на изготовление продукции по бездефектному методу, благодаря чему ему было присвоено звание «Предприятие коммунистического труда».
И все эти достижения стали возможны под непосредственным руководством Николая Анастасовича Псомиади. Основываясь на личном опыте и руководствуясь желанием поведать остальным о методах своей работы, он выпустил книгу о родном заводе под названием «Лично в ответе». Она увидела свет в 1966 году.
В течение 10 лет Николай Анастасович избирался членом горкома КПСС, 20 лет возглавлял постоянную комиссию городского совета по коммунальному хозяйству и благоустройству.
Вклад в развитие города и конкретно Красноярского судостроительного завода был по заслугам оценен государством. Так, в 1980 году Николаю Псомиади было присвоено звание «Почетный гражданин города Красноярска». Также он был награжден орденами Ленина и Октябрьской революции, а ещё целых пять раз был удостоен знака «Победитель социалистического соревнования».
Николай Анастасович скончался в 1985 году, в возрасте 73 лет. Однако добрая память о нём живёт до сих пор. Так, одному из теплоходов серии «Омский» было присвоено его имя.
Помимо этого, в ноябре 2018 года в Красноярске состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски почетному гражданину города Николаю Псомиади. Она установлена по адресу пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 160, стр. 1.
Николай Анастасович Псомиади ─ яркий пример служения своему делу и людям. Труженики завода вспоминали его как одного из лучших руководителей. Этот человек жил заводом и внес неоценимый вклад в его развитие, сделал передовым.
Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников.