Инженер-контр-адмирал

Выдающийся ученый-кораблестроитель Папкович Пётр Фёдорович родился 5 апреля (по старому стилю – 24 марта) 1887 года, в городе Брест-Литовске (ныне – белорусский город Брест).

Его семья была далека от речных профессий. Так, дед Петра Фёдоровича с отцовской стороны служил в Минской палате государственных имуществ, а дед со стороны матери являлся уездным врачом. Сам отец Петра Фёдоровича работал межевым инженером и в ходе своей трудовой деятельности принимал участие в возведении Полесских железных дорог. Из-за службы Папковича-старшего семья была вынуждена часто переезжать, а маленький Петя ─ менять места обучения. Так, он начал получать общее образование в гимназии Ашхабада, а закончил своё обучение в классической гимназии города Самары.

Впрочем, постоянные переезды не смогли негативно повлиять на его успеваемость, так что в 1905 году Пётр Фёдорович выпустился с золотой медалью и сразу же поступил на кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института.

Он был хорошим студентом – прилежным, трудолюбивым и любознательным. Спустя 6 лет, в 1911 году, получил квалификацию морского инженера и в том же году прошёл военную службу на крейсере «Баян» и броненосце «Цесаревич», где трудился на должности юнкера.

А спустя год, в 1912 году, Пётр Фёдорович экстерном сдал экзамены за полный курс кораблестроительного отдела Морского инженерного училища, защитив кроме дипломного проекта ещё и дипломную работу, посвященную гашению вибраций в корпусе корабля. Примечательно, что тема данной работы была выбрана Петром Фёдоровичем самостоятельно и нашла поддержку со стороны его учителя Алексея Николаевича Крылова, которого по праву считают отцом отечественного кораблестроения.

В результате Папкович Пётр Фёдорович стал офицером флота – ему было присвоено звание корабельного инженера и чин подпоручика корпуса корабельных инженеров.

Его профессиональная деятельность началась с работы на Адмиралтейском судостроительном заводе, где он трудился сначала в должности ассистента конструктора, потом в должности помощника заведующего техническим бюро, а после непосредственно занял пост заведующего техническим бюро.
Пётр Фёдорович успешно сочетал профессиональную деятельность с научными исследованиями, результаты которых охотно применял на практике.

В рамках своей деятельности Пётр Фёдорович занимался проектированием башенных установок кораблей. Также участвовал в проектировании и постройке линкоров типа «Севастополь» и линейных крейсеров типа «Измаил» на Балтийском заводе, где применял свои знания для решения разнообразных производственных задач. Так, Пётр Фёдорович производил расчёты сложных рам и безраскосных ферм, изгиба оболочек в надводных и подводных кораблях, а также динамические расчеты прочности корабельного корпуса. За выдающуюся деятельность он был награжден орденом Святого Станислава III степени.

В 1915 году Пётр Фёдорович стал членом научного общества «Союз морских инженеров», которое стало отличной площадкой для реализации его научно-исследовательской деятельности. Однако П.Ф. Папкович был не только талантливым морским инженером, но и стремился передавать накопленные знания молодому поколению, воспитывая мастеров своего дела и профессионалов. Ради этого он, не прекращая основной трудовой деятельности, в 1916 году начал преподавать на кафедре корабельной архитектуры в Петербургском политехническом институте, где читал лекции по строительной механике.

Пётр Фёдорович нашёл своё предназначение не только в кораблестроительстве, но и в педагогике. Его научная и педагогическая деятельность была крайне плодотворной и продлилась всю его жизнь.

В 1917 году произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, и с её победой Пётр Фёдорович перешёл на сторону Советской власти. Так, с 1918 года он трудился в советском Военно-морском флоте, где четыре года занимал должность начальника артиллерийского бюро – с 1918-го по 1922-й.

В 1920 году П.Ф. Папкович стал адъюнктом Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова по кафедре строительной механики корабля. Спустя три года, в 1923 году, он был принят в штат преподавателей академии.

С 1922 по 1924 год на должности заведующего техническим бюро подводного плавания Балтийского судостроительного завода восстанавливал и вводил в строй подводные лодки, оставшиеся на Балтийском флоте. А следующие пять лет своей жизни, с 1924 по 1929 год, посвятил проектированию первых советских судов транспортного флота – лесовозов и теплоходов, параллельно с этим трудясь на должности заместителя главного конструктора по гражданскому судостроению Балтийского завода.

Пётр Фёдорович внёс огромный вклад в науку, и за всю свою жизнь успел поработать во многих учебных заведениях. Он бурно занимался не только инженерной деятельностью, но и педагогической.
В 1925 году Пётр Фёдорович получил учёное звание профессора Петербургского Политехнического института, а в 1935 – доктора технических наук.

Он также активно участвовал в создании Ленинградского кораблестроительного института (ныне Санкт-Петербургский государственный морской технический университет), который был открыт в 1930 году. Там Пётр Фёдорович стал заведующим кафедрой строительной механики корабля.

Помимо этого, учёный внёс свой вклад в основание Научно-исследовательского института судостроения и судоремонта, где впоследствии и возглавил сектор судовых конструкций. На базе данного учебного заведения впервые в истории судостроения создал лабораторию, которая могла осуществлять систематические экспериментальные исследования и натурные испытания.

В 1933 году Пётр Фёдорович стал членом-корреспондентом Академии наук СССР. Стоит отметить, что он был одним из двух самых первых людей в истории Российской академии наук, которые заняли данные посты. Вторым же стал Юлиан Александрович Шиманский – советский учёный и академик АН СССР.
Спустя год, в 1934 году, Пётр Фёдорович возглавил кафедру строительной механики корабля Военно-морской академии кораблестроения и вооружения им. А. Н. Крылова (в наши дни – Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова).

13 июня 1939 года ему было присвоено звание инженер-флагмана 2-го ранга, а почти через год, 4 июня 1940 года – звание инженера-контр-адмирала.

Первые два года Великой Отечественной войны, с 1945 по 1946 год, П. Ф. Папкович работал в Военно-морском инженерном училище им. Ф. Э. Дзержинского. Несмотря на непростое для страны время учёный не прекращал своей профессиональной деятельности и трудился на благо Родины. За это в 1944 году получил звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, а спустя два года, в 1946 году, ему была присуждена Государственная премия СССР.

Профессионализм и талант Пётра Фёдоровича помогли ему добиться немалых успехов в рабочих делах и сделали его авторитетным и уважаемым представителем научного сообщества. Так, он являлся членом научно-технического совета Регистра СССР и Научно-технического комитета управления Военно-морских сил РККА.

Он внёс огромный вклад в науку и в развитие кораблестроения. Пётр Фёдорович был одним из основоположников современных принципов нормирования прочности в кораблестроении. За всю жизнь им было опубликовано более 150 научных работ, освещающих и отвечающих на многие вопросы практики судостроения. Основными темами для Пётра Фёдоровича оставалась теория упругости, прикладной математики и устойчивости упругих систем. Большое внимание он также уделял изгибу пластин, расчетам перекрестных связей, строительной механике подводных лодок и кораблей.

Им были качественно усовершенствованы методы расчета современных судовых конструкций при статическом и динамическом нагружении. Он получил формулы, выражающие общее решение классической теории упругости через гармонические функции, которые впоследствии получили название «функции Папковича».

Пётр Фёдорович опубликовал книги, в которые включил все свои открытия и выводы по данной теме, и за которые в 1943 году удостоился высшего отличия того времени – Сталинской премии I степени. Также данные труды получили высокую оценку от наставника Пётра Фёдоровича – Алексея Николаевича Крылова.
В последний год своей жизни Пётр Фёдорович заведовал кафедрой сопротивления материалов в Ленинградском военно-механическом институте (ныне Балтийский государственный технический университет «Военмех»).

На его научных трудах было воспитано не одно поколение инженеров и кораблестроителей. Он заложил фундамент научной школы, которая продолжила активно развиваться и совершенствоваться.
Пётр Фёдорович ушёл из жизни 3 апреля 1946 года, в возрасте 58 лет, и был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского православного кладбища.

В память о выдающемся учёном на его доме, расположенном в Санкт-Петербурге по адресу ул. Мичуринская,1, в 1982 году была установлена мемориальная доска, гласящая: «В этом доме жил член-корреспондент АН СССР, контр-адмирал Петр Федорович Папкович». Помимо этого, именем Петра Фёдоровича были названы два корабля: корабль военно-морского флота — «Петр Папкович», и сухогрузное судно — «Профессор Папкович».

Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников.

23:57 7 декабря 2019