Главная / Ретрофлот / «Эклипс»: две жизни полярного парусника

«Эклипс»: две жизни полярного парусника

В 1914 году из Архангельска, под командованием знаменитого норвежского капитана Отто Свердрупа, была снаряжена полярная экспедиция по поиску бесследно исчезнувших за несколько лет до этого экспедиций Русанова и Брусилова.

Для выполнения важной миссии в распоряжение Свердрупа предоставили барк «Эклипс», построенный в Шотландии в 1867 году. Дубовый корпус судна имел мощную ледовую обшивку, сделанную из «гринхарта» ─ дерева, произрастающего только в Суринаме. Его древесина славилась особой прочностью и могла выдержать напор самого матёрого айсберга. Вдобавок к этому, перед отправкой в Артику судно было перевооружено.

Экспедиция началась довольно поздно. Команда «Эклипса» прибыла в Александров – на – Мурмане (современный город Полярный). Через пять дней судно отправилось строго на восток. Проделав тяжёлый путь и достигнув острова Уединения в Карском море, «Эклипс» 3 сентября 1915 года вернулся в Архангельск, так и не обнаружив следов пропавших экспедиций.

Но, несмотря на то, что главных целей барку достичь не удалось, его арктическое путешествие можно считать успешным. В первую очередь потому, что команде «Эклипса» во время зимовки 1914-1915 годов у берегов Таймыра, удалось найти гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана Бориса Вилькицкого, которую тогда также начинали считать потерянной. Гидрографическая экспедиция вышла из Владивостока еще в 1910 году. В ее составе было два ледокольных парохода ─ «Таймыр» и «Вайгач».

Можно сказать, что, придя вместе с «Эклипсом» в Архангельск, экспедиция выполнила главную задачу ─ первой в мире преодолела трассу Северного морского пути. Кроме того, она открыла Северную Землю. И этот архипелаг, кстати, стал последним в мире географическим открытием. После него на карте Земли больше не осталось никаких «белых пятен».

После экспедиции барк «Эклипс» стал вспомогательным судном флотилии Северного Ледовитого океана. Сто лет назад, в 1919 году, закончилась его первая жизнь. В это время на Архангельском Севере воцарились английские интервенты. «Просвещённая европейская нация» обустроила на Мудьюге, небольшом острове в Белом море, первый в мире концлагерь. Когда большевики, основной лагерный контингент, с Мудьюга всё-таки побежали, англичане перенесли лагерь на самый беломорский север ─ остров Йоканьгу. Для перевозки туда надзирателей и снарядили «Эклипс». Такая карательная миссия, конечно же, не могла привести ни к чему хорошему. На паруснике начался пожар, после которого судно мгновенно затонуло.

«Эклипс» становится «Ломоносовым»

В 1928 году исторический парусник был поднят. Представлял он в то время, довольно жалкое зрелище. Все его палубные надстройки были уничтожены огнём. Ремонт бывшего «карателя» прошел в Лайском доке, небольшом судоремонтном заводе, расположенном по середине пути между Архангельском и Северодвинском. В результате всех работ его прямое парусное вооружение переменили на косое. Бывший барк «Эклипс» превратился в шхуну «Ломоносов». В своем новом статусе судно впервые вышло в рейс в 1931 году. Под командованием капитана Шепетова оно отправилось на Землю Франца-Иосифа, имея на своём борту зимовщиков и снабжение для находившейся там полярной станции. Зимой главным занятием «Ломоносова» стал зверобойный промысел. Летом и осенью с его помощью в Белом и Баренцевом морях проводились различные исследовательские работы.

В 1938 году «Ломоносов» был доставлен в одну из гаваней Архангельской Соломбалы для ремонта. После зимних работ его на время ледокола переставили к молу гавани. При спаде воды судно «успешно» легло на грунт, получив крен на правый борт. Недоделанная часть борта ушла под воду… После того, как весь корпус также был залит водой, легендарную конструкцию бросили на произвол судьбы, оставив гнить у берега небольшой речки Соломбалки. «Ломоносова» забросили даже не смотря на то, что по мнению специалистов, шхуну вполне можно было починить, дав ей в итоге шанс и дальше помогать людям осваивать Арктику. Окончательно уничтожила шхуну немецкая бомба, попавшая в парусник в 1942 году…

Последний раз «Ломоносова» тревожили в 1963 году. Но не для того, чтобы его вновь возродить ─ из дубового корпуса ветерана надумали сделать причал. Затея не удалась. Останки корабля в процессе транспортировки в Мурманском рукаве устья Северной Двины сели на мель. Там эти останки до сих пор и лежат ─ забытые и никому не нужные.

Константин ТАРАКАНОВ.
На фото: 1. Барк «Эклипс»
2. Состояние «Эклипса» после его поднятия в 1928 году.
3. Шхуна «Ломоносов».

16:01 26 января 2020