Пожевские пароходы
Окончание. Начало здесь.
Что нам ещё известно о судьбе первых двух пароходов и людей, связанных с ними?
Спустя полвека, в 1870 году, в 3-м томе «Нижегородского сборника», который публиковал разного рода краеведческие материалы, появилась пространная записка «О пароходах, построенных в Пожевском заводе в 1817 году». Автор её остался неизвестным, неясно было и то, как она оказалась среди нижегородских архивных бумаг. Но документ содержит ещё несколько имён людей, связанных с первыми пароходами, и сведения о судах.
«В 1817 году по личному распоряжению покойного заводовладельца Всеволожского и под собственным его наблюдением при Пожевском заводе построено два небольшие парохода. Цель постройки их, как кажется, была та, чтобы испросить от правительства на них привилегию. О построении пароходов и о плавании их по реке Каме испрашиваемы были свидетельства от пермского городничего и пристава водяных сообщений пермской дистанции, а также и от соликамского уездного суда, в уезде которого находятся заводы. Но предположение это опоздало, потому что привилегия была выдана г. Берду 9 июня 1817 года.
Первый пароход был в 30, второй в 6 номинальных сил (какого давления были устроены машины, неизвестно; машины построены по проекту и под наблюдением горного инженера Соболевского). На этих пароходах из Пожвы отправился сам заводовладелец со своим семейством и дворнею и доследовал, как кажется, только до Казани; но с каким успехом действовали машины и в какое время пароходы дошли из Пожвы до Казани, из дел правления не видно. Впрочем, пожевское правление в донесении своём г. Всеволожскому объясняло (от 30 октября 1817 года), что отправленные из Казани два парохода, по случаю замороза 8 октября остановились в р. Каме ниже города Сарапула в 140 верстах против села Тихих Гор. Медленное следование их вверх по Каме было по случаю тихого действия машины малого парохода и за остановками для погрузки дров и за поправками, как доносило о том правление от 27 ноября 1817 года.
На фото: макет первого парохода в музее Пожвы.
Весною 1818 года сказанные пароходы залило прибылою в р. Каме водою, так что сверх палубы было на них воды 8 четвертей; это последовало от того, что они днищами, во время зимовки, примерзли ко дну реки. Поэтому машины в них перержавели, и стоило значительного труда и времени вынуть их из корпусов и перечистить.
В июле 1818 года из Пожвы отправлено было на пароходы 22 слесаря с тем, чтобы машину с большого парохода разобрать и погрузить в высланную со слесарями небольшую барку, доставить в Пожву, а малый пароход, исправив в нём машину и самый корпус, также доставить в Пожву. Впоследствии оказалось, что в обоих пароходах машины разобраны и в барке доведены до пристани, где выгружена была макарьевская кладь (ярмарочные покупки для заводов) в 12 верстах ниже города Перми… Большой порожний пароход (корпус без машины) по его непрочности продан на месте зимовки за 175 р. ассигнациями, а малый оставлен в Сарапуле на попечение тамошнего городничего А. В. Дурова. Мебель с пароходов взята г. Дуровым в сарапульский его дом.
Паровые машины доставлены в Пожву, вероятно, вместе с макарьевскою кладью: пожевское правление от 18 марта 1819 года доносило, что оно бывшую на малом пароходе машину с приделкою к ней чугунной плиты приготовляет к отправке в С.-Петербург, которая в мае месяце того же года и отправлена на судне под присмотром музыканта Павла Чистякова и слесаря Григория Шестакова. По оценке, посланной в с.-петербургскую контору в 1820 году, машина оценена в 3331 р. 43 к. асс. (951 р. 83 3/4 к. с.).
Машина с большого парохода (в 36 сил) поправкою также была кончена и готовилась к отправке в кизеловские рудники: её было предположено поставить на главные работы для отливки из шахт воды и для поднятия руд и земли. Об этом правление доносило г. Всеволожскому от 7 февраля 1822 года.
Это первые пароходы, плававшие по реке Каме.
На фото: чертежи первого парохода (музей Пожвы).
Из донесений пожевского правления г. Всеволожскому усматривается, что было предположение последнего построить на заводах пароход, который был бы в состоянии взводить по Волге барки с железом до Нижнего Новгорода.
Вследствие этого правление доносило: от 26 октября 1819 г., что паровая машина, в 16 сил приготовляется под присмотром гг. Истомина и Казанцева; от 30 декабри 1819 г., что две паровые машины в 16 сил каждая на одно судно приготовляются; от 31 августа 1820 г.: пароход постройкою начат, закладка сделана, по указанию г. Казанцева, по примеру виденного им в С.-Петербурге у г. Берда длиною по поверхности 13 саж., шириною по палубе 10 арш., вышиною в стенах 16 четвертей; от 5 октября 1820 г.: у парохода конопатятся бока, а днище уже проконопачено; для сборки паровых машин судно предположено спустить на воду и подвести к слесарной; от 17 мая 1821 г.: пароход внутреннею отделкою кончен, паровые машины 14 и 15 мая пускаемы были в действие, но оказалась непрочность в золотниках и лебёдках, которые и сделаны вновь лучшей прочности, но исполнении чего 23 мая опять машины пускали на действие, но без водяных колёс, которые действовали удовлетворительно; от 31 мая 1821 г.: пароход 27 и 28 числа пробовали в плавании по Каме от устья реки Пожвы против течения Камы прошёл от 1 1/2 до 2 вёрст в час, причиною медленности хода оказалось: во-первых, быстрота в Каме весенней прибылой воды, во-вторых, размахи противу водяного действия четвертою частью менее и потому обращение их весьма медленно, в-третьих, добавительная труба в котле узка и, в-четвертых, дымовая труба низка и оттого дрова в котле горят не так ярко и пары накопляются нескоро; от 7 июня 1821 г.: репьи или шестерни на привальные валы наложены другие, чрез что обращение размахов удвоилось, дымовая труба повышена на 5 аршин, а с прежними будет составлять 14 арш., а равно и в других частях замеченные недостатки исправлены.
По испытанию пароход шёл против течения воды 3 версты в час, по течению то же расстояние пробежал в 12 минут. 12 июня пароход отправлен с устья Пожвы по реке Каме под присмотром Николая Безпалова и корабельного мастера Вешнякова. Грузовая линия парохода оказалась в 6 четвертей; это последовало оттого, что машины поставлены близко к носу, и от этого переднюю часть загрузило более нежели кормовую; для уравнения грузовой линии в кормовую часть положено балласта до 2000 пудов.
На устройство пароходов правительством выдана привилегия обер-бергмейстеру 7 класса Берду от 9 июня 1817 года. Вследствие того г. Всеволожским испрошено от него свидетельство на свободное плавание построенного в Пожве парохода, которое и прислано в Пожву при предписании от 29 апреля 1821 года.
На фото: дом Всеволожских в Пожве.
Впоследствии назначение этого парохода изменилось, и вместо «взводки барок» с железом он определялся для разъезда пассажиров; г. Всеволожский от 11 марта 1821 года предписал пожевскому правлению пароход прислать в Ярославль, откуда сам намерен был отправиться на нём в Нижний Новгород.
Пароход этот пожевским правлением оценён: корпус деревянный в 4450 р., две паровые машины в 10 сил каждая в 6112 р., котёл паровой с трубою в 810 р., итого 11872 р.ассигнациями, а серебром 8241 р. 14 ¼ к.
С каким успехом пароход следовал по рекам Каме и Волге, донесений от Безпалова при делах правления не оказалось, и до какого пункта он доследовал, неизвестно. С.-петербургская домовая контора от 14 октября 1821 года уведомила пожевское правление, что паровые машины из Рыбинска доставлены в С.-Петербург, следовательно, он дошел до Рыбинска. Та же с.-петербургская контора от 24 ноября 1822 года уведомила, что из Рыбинска отправлено обратно в Пожву: стимбот, парус, флаг, снасти, якоря и проч. вещи на сумму 8070 р. 61 3/4 к. ассигн.; но каким способом судно и такелаж доставлены на усть-пожвенскую пристань, сведений нет. Между тем известно; что судно стояло несколько лет на берегу пристани без употребления и потом было разломано или сгнило».
Итак, из документа нам становится ясно, что самый первый пароход на Волге появился в 1817 году и дошёл до Казани. А в 1821 году пароход преодолел большое расстояние против течения: он прибыл в Нижний Новгород, а затем в Рыбинск.
Ещё одна интересная деталь. «Городничий А. В. Дуров» из Сарапула – вероятно, друг и единомышленник Всеволожского, раз уж помогал ему сохранить пароходы и имущество ─ это Андрей Васильевич Дуров, отец знаменитой «кавалерист-девицы» писательницы Надежды Дуровой. Можно быть уверенными: она тоже была посвящена в дела, связанные с пароходами, ведь с 1817 года, выйдя в отставку, жила у отца в Сарапуле.
Одним из итогов первых поездок для Всеволожского стала судебная тяжба с Чарльзом Бердом. Узнав из печати о построенных на Каме пароходах, тот подал жалобу, рассудив, что уральский промышленник нарушил его привилегии. Всеволожский сумел предъявить документ о том, что постройка судов им была осуществлена раньше, чем такая привилегия была Бердом оформлена. Решение было двойственным: Дирекция путей сообщения поддержала именитого иностранца, однако санкций не последовало. Тяжба приостановила Пожве судостроение: как мы видим из записки, к следующей закладке парохода там приступили только в 1819 году.
Николай МОРОХИН. Фото автора.