Главная / Ретрофлот / По «проселочной» Оке - II
logo

По «проселочной» Оке - II

Продолжение. Начало здесь.

Какой была Ока сто лет назад? Давайте посмотрим на нее глазами Андрея Фирсова, написавшего в начале XX века несколько очерков, посвященных судоходству по Оке и Каме. Пароход «Елена», на котором Андрей Фирсов летом 1905 года совершил поездку из Рязани в Нижний Новгород, считался лучшим в «Пароходстве наследников А.В. Качкова».

...В восьмидесяти верстах от Рязани на протяжении нескольких вёрст по правому повышенному берегу тянется ряд селений. Большой овраг отделяет село Шатрище от села Старая Рязань, бывшего когда-то городом. Нынешняя Рязань до начала XVIII века называлась Переяславлем Рязанским в отличие от древнейшей Рязани (Старой). Последняя — по времени возникновения один из первых русских городов и в летописях уже упоминается под 1096 г. Крупную историческую роль сыграла Рязань в 1237 году, во время нашествия Батыя, приняв на себя первые удары грозных татарских полчищ…

Последним рязанским князем был Фёдор Васильевич, который, умирая, завещал свой удел своему дяде, великому князю московскому Ивану III Васильевичу. С той поры Старая Рязань утратила всякое значение.

Старая Рязань в былое время была обнесена валом, следы которого находятся и поныне. В 1822 году Калайдовичем были найдены на берегу Оки два обширных кургана, образовавшихся от разрушившихся каменных зданий. Около одного кургана были найдены древние княжеские бармы, что указывает на нахождение здесь ранее княжеского дворца. В 1836 году один из этих курганов был раскопан археологом Тихомировым, причем оказалось, что на этом месте был древний храм, в котором по освобождении его от мусора были найдены восемь каменных гробниц, заключавших кости, очевидно, погибших при нашествии Батыя рязанских князей и княгинь. На этом месте в настоящее время стоит часовня, видимая с палубы парохода.

В селе или урочище Старой Рязани находится прекрасная усадьба помещика Стерлигова; от старинного каменного стильного дома к Оке спускается густой тенистый сад.

От Старой Рязани «Елена» сделала крутой поворот и вошла в Староречье — проток, соединяющий Оку с озером Спасским, на берегу которого находится уездный город Спасск.

На фото: пароход "Елена".

— Трави кормовую, трави, говорят тебе, отдай чалку, — командует помощник командира.

Рраз!.. Пароход бортом так сильно ударился о пристань, что вся она затрещала.

— Эх, Александр Иванович, сколько раз говорил я тебе, — сказал командир своему помощнику, —что пока не разобьешь в лоск пристани три, не научишься до тех пор хорошо приставать. Разбивал бы их уже поскорее.

На пристани красуется безграмотная вывеска «Г-д Спаск.». Город, или, вернее сказать, городишко стоит на низком песчаном берегу и с парохода плохо виден. Мощённых улиц в нём нет — все оне буквально тонут в песке. Торгово-промышленного значения он не имеет.

— Нет, наш городок ничего себе, жить можно: сломается у вас карета, есть кому её починить; нужно вам сделать порядочный стол или стул, опять есть к кому обратиться. А наша соборная колокольня самая высокая во всей губернии, — хвастался мне местный обыватель.

Прав или нет последний, я не знаю, но соборная колокольня в городе, действительно, очень высока.

В писцовых книгах Старо-Рязанского стана Спасск упоминается под 1629 и 1630 г.г. в качестве монастырской вотчины «Васкиной Поляны село Спасское тож».

На версту за Старою Рязанью правый берег высок, изрыт глубокими оврагами, почти лишён растительности.

Затишье перед бурей... Над рекою туча нависла. Сначала мелкий дождь, потом крупный, наконец ливень разразился над нами. Поднялся ветер, который скоро перешёл в шторм. Задрожала наша «Елена», затрещали тонкие переборки кают, в салоне ветер воет словно в какой-нибудь избушке в жестокую зимнюю вьюгу. Серенькие, плоские берега... Унылая, тоску наводящая картина. К счастью, буря скоро пронеслась, среди разорвавшихся туч показалось солнышко.

Два храма села Киструса видны издалека. Это село одно из значительнейших в Спасском уезде, имеет до 5 тысяч жителей, несколько лавок, грузит на пристани значительное количество лесного материала.

Опять страшно крутится, извивается Ока; то бросится на правый берег, то на левый. Руль отчаянно работает, поворачивая «Елену» почти под прямым углом. Мы идём дугою, огибающею возвышенность, на которой стоит Старая Рязань, в виду села Исад. Впереди огромный Исадский перекат. Навстречу нам с трудом тащится буксирный пароход с баржами; разойтись с ним на таком мелком месте не представлялось возможности, и «Елене» снова пришлось идти за ним ходом, потеряв на это добрых четверть часа.

Село Исады, высоко расположенное на правом берегу, едва ли не самое красивое место на Оке ниже Рязани. Среди великолепного сада стоит прекрасный дом помещика Кожина, а близ усадьбы находится храм, построенный предками нынешнего владельца. Для услаждения взоров обитателей этого идиллического уголка и противоположный левый берег здесь чрезвычайно красив.

На фото: экипаж парохода "Елена".

— Эй, рыжий, давай свисток! — сказал помощник командира лоцману. — разве не видишь, что нам с балкона машут?

Раздался многократный свисток, молодёжь ещё усерднее замахала платками.

О кровавой драме, разыгравшейся в 1217 году на исадских полях, было говорено выше. В былые дни это село принадлежало Ляпуновым, из рода которых вышел знаменитый Прокофий Ляпунов. По местному преданию, в стенах древнего храма села замурованы кожаные деньги для возобновления храма.

Исады (или исад) в старину было нарицательным названием для рыболовных посёлков, речных пристаней, отмелей, на которых ловилась рыба.

Небо совершенно чисто. Ока не шелохнется. Правый повышенный берег, покрытый кустарником, красиво отражается в воде, освещаемой склоняющимся к западу солнцем. У берега бабы полощут бельё, а десятки ребятишек весело барахтаются в воде, с нетерпением ожидая набега волн, разведённых пароходом. Тихая, мирная картина.

Ряд селений тяготеет к большому и богатому селу Шилову, находящемуся на правом берегу реки у железнодорожной станции. В древности на месте Шилова стоял город того же имени. Во вторую половину истекшего столетия шиловская пристань имела чрезвычайно важное значение для местного района: находясь в центре крупных имений, принадлежащих помещикам и разным господам Колупаевым, эта пристань грузила более 1,5 миллиона пудов хлеба. Но в последние годы «Казанка» большинство грузов перетянула к себе.

В версте ниже Шилова на том же берегу стоит среди прекрасной рощицы изящный барский дом-дача г. Полунина, принадлежавшая ранее г. Колемину, который в эпоху освобождения крестьян владел в Спасском уезде 20 тыс. десятин земли.

Веселая, свежая заросль покрыла оба берега. Ока стала заметно шире и в то же время значительно выпрямилась.

Около 9 часов вечера «Елена» имела остановку у Тырновской слободы. Нам видны были хорошие, зажиточные дома селения, утопающего в садах. Слобода имеет около 3 1/3 тыс. жителей и несколько лавок; пристань её грузит до 100 тыс. пудов, главным образом лесных материалов.

Тёплая, тихая ночь. На небе ни облачка. Полная луна красиво отражается в зеркальной поверхности заснувшей реки; её лучи рассыпаются на зыби, образуемой движением парохода, на тысячи блестящих, разноцветных точек. С берегов несётся чудный аромат от стоженного сена. Торжественная тишина великолепной ночи нарушалась лишь непрерывной работой пароходного винта и пением касимовского купчика, несшимся из одной каюты.

«Солнце всходит и заходит, А в тюрьме моей темно...», ─ вопил касимовский Шаляпин до тех пор, пока его вокальные порывы не были умерены командиром парохода.

На фото: пристань Касимов.

III.

Около б часов утра мы подходили к Касимову. По левому берегу среди массы садов живописно раскинулся город. Перед ним в лесу расположены дачи, принадлежащие главным образом татарам, а у самого города стоит большая льнопрядильная фабрика Зайцева. Оба берега высоки, покрыты отличным лесом и чрезвычайно красивы. Пароход у Касимова обыкновенно стоит два-три часа, т. е. столько времени, сколько нужно туристу для ознакомления с городом.

Поднявшись в гору, мы проезжаем на Соборную площадь, на которой находятся собор, старинный гостиный двор и огромное, старинное, архитектурное здание земства, в котором помещаются, кроме земской управы, земская аптека, камера городского судьи и «Семейный кружок».

От площади идёт лучшая в городе улица — Большая, прекрасно вымощенная, с асфальтированными тротуарами. На ней помещаются вполне приличные магазины и в прекрасном большом здании среднее техническое училище.

За Большой улицей расположена татарская часть города, обстроенная хорошенькими домиками, утопающими в садах.

На границе татарской части, над Окою, стоят мечеть и минарет, построенные царевичем Касимом. Возле мечети за решёткою находится обширная текия (мавзолей), в которой похоронен, по выражению моего извозчика, «хозяин» города, царевич Касим.

Напротив города, прямо за окским мостом, разбит небольшой сад, в котором приютился ресторан. Это—«Острова» для касимовским обывателей. Вдали виден лес, в котором устроила себе дачи русская часть городского общества.

Вознесенский собор построен сравнительно недавно на месте сгоревшего древнего храма. Он обширен и богато отделан; в нём хранится евангелие, напечатанное в 1644 г.

Касимов издавна славится своею кожею и изделиями из неё; касимовские тулупы и обувь расходятся по всей России; не менее известны и касимовские колокольчики.

Многие татары уходят на заработки в столицы и другие города. Кто не знает многочисленных Абдулов и Асланов, отлично прислуживающих в ресторанах или содержащих прекрасные буфеты на станциях железных дорог. Эти «князья» на «отхожих промыслах» скапливают кругленькие капитальцы, которые целиком переводят в свой родной Касимов. Некоторых из них, приезжающих летом в отпуск на пароходах в первом или втором классе, у пристани встречают кровные рысаки в экипажах на резиновых шинах.

Вот краткая биография Касимова, лучшего города Рязанской губернии. Он был основан в 1162 г. великим князем суздальским Юрием Долгоруким и назывался Городцом, а по окрестному населению — Мещерским Городцом. По мнению некоторых историков, именно здесь, а не в Городце на Волге, скончался 14 ноября 1263 г. Александр Ярославович Невский, который, возвращаясь из Орды, остановился там и, почувствовав приближение смерти, принял схиму в несуществующем ныне Богоявленском мужском монастыре. В 1376 г. Городец был разорён татарами. Впоследствии город был возобновлён. В 1452 г. он был пожалован в удел ордынскому царевичу Касиму, чем положено было начало Касимовскому царству, а город получил имя Касимова. Последствием отдачи Городца Касиму было поселение в нём большого числа татар, шедших в то время уже охотно на русскую службу.

При последней касимовской царице Фатиме-султан город был присоединён к ведомству приказа Казанского дворца, а после её смерти (около 1681 г.) стал управляться на общем основании.

Отвалив от городской пристани, «Елена» ошвартовалась у товарной пристани, у фабрики Зайцева. Здесь мы сдали большую часть груза, взятого в Рязани.

«Бери, пойдёт, пойдёт, бери, пойдёт, пойдёт — пошла», — пели эту своеобразную песенку крючники, выкатывая из трюма бочки с сахаром и тюки хлопка.

Окончание здесь.

14:53