«Метеор»: теплоход-легенда

Впервые экспериментальное скоростное судно на подводных крыльях проекта 342 «Метеор-1» было спущено на воду в октябре 1959 года на заводе «Красное Сормово». Судна этой конструкции использовали новый принцип движения: на высокой скорости они имели способность лететь над водной поверхностью благодаря подводным крыльям, которые были по-особенному сконструированы. К этой серии относились теплоходы с удивительными названиями «Буревестник», «Ракета», «Комета», «Метеор».

 

Был необходим новый способ передвижения по воде, который мог бы позволить увеличить скорость кораблей. Конструктором такого речного судна стал Р.Е. Алексеев. История создания судна на подводных крыльях ведет своё начало в 1940-х, когда студент Ростислав Алексеев трудился над дипломным проектом на тему «Глиссер на подводных крыльях». В 1957 году в СССР было создано пассажирское судно «Ракета», которое позже было модифицировано в «Метеор». Это судно оказалось крупнее, вдвое вместительнее, быстрее и могло справиться с большей по высоте волной.

«Метеор» предназначался для скоростных пассажирских перевозок на речных и озерных линиях и был способен развивать скорость до 80 км/ч. Испытательный рейс первого «Метеора» состоялся из Горького в Феодосию. Затем теплоход был отправлен в Москву, как один из экспонатов новой техники речного флота, которая демонстрировалась накануне июльского Пленума ЦК КПСС. На Северный речной вокзал столицы прибыли руководители партии и правительства, а так же другие участники Пленума с Никитой Сергеевичем Хрущевым и совершили поездку по каналу имени Москвы до Клязьминского водохранилища на «Метеоре» и «Ракете». Как позже рассказывал главный конструктор «Метеора» Р.Е. Алексеев, Никита Сергеевич дал высокую оценку крылатым судам и отметил планировку и отделку внутренних помещений. А прощаясь сказал: «Хорош «Метеор»! Поздравляю конструкторов и всех сормовичей с заслуженным успехом! Будем считать, что на волах по реке отъездились раз и навсегда».

Теплоход «Метеор-1» с 1961 года стал работать на линии Горький – Кострома, Горький – Чебоксары, позже на линии Горький – Казань. Списан был в декабре 1978 года по причине износа и окончания срока службы.
«Метеор-2» спустили на воду в сентябре 1961 года, а в канун Дня победы 7 мая 1962 года он покинул акваторию Зеленодольского завода под руководством легендарного летчика Советского Союза Михаила Петровича Девятаева. Был приписан «Метеор-2» к Казанскому речному порту. Следующие «Метеоры» уходили в Москву, в Ленинград, Волгоград… За годы «Метеоры» распространились по рекам всего Советского Союза.

Серийный выпуск «Метеоров» шел с 1961 по 1991 годы на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М. Горького, за это время было построено почти 400 судов. Они получили распространение по всему миру, работали в Польше, Болгарии, Венгрии, Нидерландах, Германии… В 1991 году серийный выпуск прекратился, однако в последующие годы было создано еще несколько «Метеоров», в частности «Метеор-2000» с немецкими двигателями Deutz и кондиционерами. Несколько судов было продано в Китай.

В декабре 2019 года на производственной площадке ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева в Нижнем Новгороде впервые за 12 лет был заложен новый пассажирский теплоход «Метеор». Теплоход на подводных крыльях нового проекта 03580 «Метеор 120Р». Новый метеор будет развивать скорость до 65 км/ч, вмещать 120 пассажиров и иметь дальность хода до 600 км. Судно будет подходить для эксплуатации, как на реках, так и в прибрежных морских зонах.

В Нижнем Новгороде и Казани установлены памятники легендарному «Метеору». В Сормовском районе Нижнего Новгорода 4 ноября 1982 года напротив кинотеатра «Сормовский» был установлен памятник судну на подводных крыльях «Метеор». Изначально в виде памятника было установлено головное судно серии, но позже его заменили на серийное судно, которое работало под названием «Метеор-8». Однако на корпусе памятника указывается название «Метеор-001». В 2004 году памятник был перенесен, и сейчас он располагается напротив администрации Сормовского района.

Другой монумент «Метеору» установлен в Казани около здания речного техникума. «Метеор-193» проработал в Казани до 1997 года, а в 2004 году был установлен в качестве памятника перед Казанским речным техникумом имени Михаила Петровича Девятаева в честь столетия учебного заведения.

Мария СЕДОЙКИНА.

 

20:55 21 марта 2020