Главная / Личность / Профессор Базилевский
logo

Профессор Базилевский

Судьбу конструктора подводных лодок Сергея Александровича Базилевского легкой не назовешь: были в ней и тюремные заключения, и неудачи. Но был и успех ─ ошеломляющий, грандиозный. За 91 год жизни Сергей Александрович оставил такое богатое техническое наследие, что до сих пор имя профессора Базилевского громко звучит в мировой кораблестроительной науке.

Сергей Александрович Базилевский родился в Москве 6 февраля 1900 года. Его отец Александр Александрович был очень образованным человеком, который окончил Александровское военное училище и Военно-инженерную академию в Петрограде. Большую часть жизни он трудился поручиком, а после отставки работал техническим руководителем на фабрике, которая производила известные в России велосипеды «Дукс».  

Фигура отца сыграла в жизни Сергея Александровича важную роль, ведь именно Александр Александрович стал тем, кто открыл для сына сложный, но очень интересный мир флота, кораблестроения и судоходства. Так, когда Сергею Александровичу было около десяти лет, он вместе с отцом посетил Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого (который в то время базировался в Адмиралтействе). По окончании экскурсии Александр Александрович купил сыну книгу, которая просто перевернула мир юного мальчика. В ней подробно рассказывалось о русском флоте и содержалось огромное количество илюстраций кораблей и подводных лодок.

Именно с этого похода в музей и прочтения книги и началась увлечённость Сергея Александровича ─ тогда ещё совсем юного мальчишки ─  устройством и работой подводных судов. Причем увлеченность эта была настолько сильной, что он предпринял попытку построить действующую модель подводной лодки типа «Барс», пользуясь лишь приведенными в книге чертежами!

Интерес к кораблестроению не прошел с годами, а лишь усиливался, так что вполне ожидаемо, что в 1917 году Сергей Александрович окончил курсы электротехников, а спустя два года, в 1919-м, в возрасте 19 лет, поступил на кораблестроительное отделение Петроградского политехнического института (в наши дни ─ Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого), которое возглавлял выдающийся инженер-кораблестроитель Константин Петрович Боклевский, воспитавший блестящую смену конструкторов. Он передавал студентам не только знания, но и свою увлеченность предметом, а также воспитывал в них преданность лучшим традициям русского кораблестроения.

Впоследствии  Сергей Александрович Базилевский с теплотой вспоминал своего педагога: «Он учил нас уважению друг к другу и старшим, уважению к человеческому достоинству. В его изложении предмета поражала простота. Он не прибегал к вычурной иностранной терминологии или заумным построениям. Подлинные знания не нуждаются в украшательстве. Особенно увлекательно рассказывал Боклевский о действительных событиях из своей громадной практики проектировщика и строителя боевых кораблей».

Сам Сергей Александрович был способным и трудолюбивым студентом, искренне увлеченным профессией, однако, несмотря на успеваемость и усердие, во время обучения он не избежал и проблем. Будучи крайне чувствительным к несправедливости, третьекурсник Базилевский выступал против изъятия церковных ценностей, за что 22 апреля 1922 года был арестован. Впрочем, спустя месяц его освободили под подписку о невыезде.

Сергей Александрович окончил политехнический институт в 1925 году.  После этого устроился работать в Балтийское морское пароходство и успел понаблюдать за перестройкой двух легких крейсеров типа «Светлана» в танкеры, а на одном из них, именуемым «Азнефть», даже ходил в море.

Позже был переведён в Регистр СССР, который размещался тогда в Москве. В это время  Сергей Александрович изучал чертежи, составленные другими кораблестроителями, а также не прекращал думать о подводных лодках. Он чувствовал, что его профессиональное призвание напрямую связанно с подводным флотом. Поэтому, когда в конце 1926 года он узнал, что организуется группа для проектирования первых советских подводных кораблей, то, не раздумывая, обратился к возглавлявшему это направление Борису Михайловичу Малинину, который, как и сам Сергей Александрович, являлся выпускником Петроградского политехнического института (разве что окончил его на одиннадцать лет раньше).

Однако войти в команду сразу не получилось ─ Борис Михайлович обещал рассмотреть просьбу Сергея Александровича, но с условием, что тот тоже не откажет в одолжении. Так, Базилевскому было необходимо теоретически исследовать влияние глубины на работу гребного винта. Это был своеобразный вступительный экзамен, который Сергей Александрович успешно выдержал и получил возможность работать в группе по проектированию и постройке подводных лодок.

С 1927 года Сергей Александрович трудился на Балтийском судострои­тельном заводе, в конструкторском бюро отдела подводных лодок, где занимал должность помощника главного конструктора.

Сергей Александрович очень быстро освоился с новой для него областью военного судостроения и проявил выдающиеся способности конструктора-новатора, благодаря чему впоследствии был назначен руководителем отделов систем и устройств. В этой должности он руководил работой, как по созданию принципиальных схем, так и по разработке чертежей систем и устройств подводных лодок «Декабрист», «Малютка», «Ленинец», «Сталинец» и «Щука».

К делу приступал с увлеченностью и усердием, а потому его конструкции не были шаблонными ─ их отличала оригинальность и новизна, которая служила подлинным отпечатком творческой работы.

Однако без трудностей тоже не обошлось. Так, спустя три года после начала работы, в 1930-м, Сергей Александрович был взят под стражу по обвинению во вредительстве в связи с неудачным испытанием подводной лодки серии I типа «Декабрист». Дело в том, что во время пробных погружений и всплытий у данных судов было выявлено стремление крениться, что было недопустимо для их дальнейшей успешной эксплуатации.

Сергей Александрович успешно разобрался в причинах этого явления. Так, крен появлялся из-за недостатков вентиляции главного балласта: цистерны сообщались между собой, что приводило к перетеканию воды между ними. Установка клапанов раздельной вентиляции цистерн левого и правого борта решила проблему кренов.

В итоге Сергей Александрович создал теорию погружения полутора – и двухкорпусных лодок. Этой работой был полностью разрешен вопрос об обеспечении нормального погружения и всплытия подводных лодок любого типа.

Спустя девять месяцев после ареста Базилевский был выпущен на свободу и принял участие в проектировании подлодок в ЦКБС-2 (в наши дни ─ Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»).

В 1933-м Сергей Александрович назначается заместителем главного инженера Бориса Михайловича Малинина. В этой должности он трудился шесть лет, до 1939 года, принимая непосредственное и активное участие в общем проектировании новых типов подводных лодок.  

Помимо прочего, Сергей Александрович был главным конструктором подводной лодки с единым двигателем. Так, в 1935 году Базилевский предложил проект установки для подводных лодок  «единого двигателя», который в истории подводного судостроения СССР стал известен под названием «Редо» (расшифровывается как «регенеративный единый двигатель особого назначения»).

А меж тем близилось страшное для страны испытание ─ Великая Отечественная война. Сергей Александрович, как и многие люди, жившие в то время, переживал трудности, опасность и лишения, но, как и прочие, бросал все силы в дело, ради победы над врагом, при этом в полной мере используя собственные профессиональные здания.

Так, в годы войны он работал на «Дороге жизни». Под его руководством в осаждённом Ленинграде было построено несколько десятков стотонных («малых») тральщиков упрощённой конструкции. Для спасения города, окруженного блокадой, был реализован проект Базилевского, позволивший переправлять через Ладожское озеро баржи и паромы грузоподъёмностью тысяча тонн, которые транспортировали паровозы, вагоны, платформы и цистерны с жизненно необходимым топливом и прочими грузами.

Послевоенные годы выдались немного более спокойными. Какое-то время после победы Сергей Александрович выполнял задания за рубежом и работал конструктором в ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова (в наши дни ─ Крыловский государственный научный центр).

С 1952 по 1964 годы он преподавал в Военно-морской академии (в наши дни ─ Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова) на кафедре проектирования подводных лодок, где разработал собственный курс лекций по теории их проектирования. Также Сергей Александрович делился своим богатым опытом и на базе Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского (в наше время реорганизован как Санкт-Петербургский военно-морской институт), где читал лекции студентам. Помимо преподавательской деятельности, Базилевский также исполнял обязанности начальника кафедры.

Важно отметить, что в 1953 году Сергей Александрович, не отрываясь от преподавания, возглавил работы по созданию атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» (впоследствии Б-3) ─ первой атомной подлодки СССР и третьей по счёту атомной подлодки в мире.

За бурную и продуктивную профессиональную и преподавательскую детальность в 1959 году Сергей Александрович получил степень доктора технических наук. В 1960 году он стал членом КПСС, а спустя год получил должность профессора. Заметим, что это высокое звание во многом определило судьбу Сергея Александровича, ведь даже на его могильном камне высечено: «Профессор Сергей Александрович Базилевский».

За всю свою жизнь С.А. Базилевский внёс неоценимый вклад в развитие российского подводного флота: его новаторские идеи и наработки стали неотъемлемой частью отрасли.  Он написал множество научных трудов и статей, в частности книгу «Краткая история советского подводного кораблестроения», которая была выпущена в 1982 году. А ещё Сергей Александрович был отличным наставником, вдохновившим собственным примером много поколений инженеров-кораблестроителей.

Помимо прочего, Сергей Александрович был известен как отрицатель теории относительности Эйнштейна. И в рамках данной темы даже предпринимал попытки убедить научное сообщество в несостоятельности теорий Альберта Эйнштейна. Так, в 1965 году Сергей Александрович состоял в группе учёных и инженеров из разных городов СССР, которые издавали антирелятивистский рукописный журнал «Научно-технического кружка им. М. В. Ломоносова», а в 1989 году (спустя почти 25 лет) Базилевским была опубликована антирелятивистская статья в сборнике «Проблемы исследования Вселенной».

За свои профессиональные заслуги Сергей Александрович был награжден орденом «Знак Почета» и медалями.

Сергей Александрович Базилевский ушёл из жизни 8 ноября 1991 года, в возрасте 91 года. Он был похоронен на Волковом кладбище в городе Санкт-Петербурге.

Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников. 

19:12