Главная / Личность / Иван Рачков: капитан и его подвиг
logo

Иван Рачков: капитан и его подвиг

Тридцать из сорока двух отведенных судьбой лет Иван Семенович Рачков провел на флоте. Потомственный речник, капитан парохода «Иосиф Сталин» погиб, спасая жизнь людей. Вот как это было.

Иван Семенович Рачков родился 14 октября 1899 года в городе Кстове Нижегородской области. Его отец трудился лоцманом, и Иван Семёнович пошёл по родительским стопам, связав свою жизнь и судьбу с Волгой.

Профессиональную деятельность начал очень рано. В 1912 году, в возрасте 12 лет, он выполнял обязанности матроса на пароходе «Лилия». А спустя четыре года, в 1916-м, перешел на пароход «Чайковский», где в 1918 году и получил повышение до должности штурвального.

Иван Семенович совмещал работу на флоте с обучением в Горьковском речном техникуме, диплом об окончании которого получил в 1935 году. Сразу же после выпуска был назначен первым штурманом парохода «Гончаров», а позже и вовсе стал его капитаном.

Спустя три года, в 1938-м, Иван Рачков заступил на руководящую должность на другом судне ─ почтовом пароходе «Иосиф Сталин», который принадлежал Волжскому грузопассажирскому речному пароходству.

Тем временем для страны наступили тревожные и непростые годы. В мире бушевала Вторая Мировая война, и военные силы противника постепенно стягивались к границам СССР. Когда противостояние перешло в открытую фазу, Иван Семенович на своём корабле спасал жизни ─ вывозил жителей, эвакуированных из Сталинграда.

26 августа 1942 года у завода «Красный Октябрь» в городе Волгограде происходила погрузка мирного населения на судно «Иосиф Сталин». А уже в ночь на 27 августа пароход в сопровождении двух других ─ «Михаила Калинина» и «Парижской Коммуны» ─ отплыл в Куйбышев. Судно, управляемое Иваном Семеновичем, замыкало колонну.

Пройдя некоторую часть пути, в районе Акатовка ─ Рыно́к караван подвергся обстрелу с западного берега Волги, оккупированного немцами. Сначала фашисты запустили осветительную ракету и с помощью громкоговорителей на ломанном русском языке приказали: «Русский пароходы, сдавайсь. Не будешь — будем стрелять пушка».

Выполнять приказы неприятеля никто не собирался, однако суда сбавили ход и начали маневрирование. Это было уловкой. Так, «Парижская коммуна», имитируя выполнение приказа, вплотную подошла к обрывистому берегу, но вскоре, дав полный ход, попыталась проскочить опасный участок. Под обрывом образовалась мёртвая зона, по которой прошло первое судно, а за ним и второе — «Михаил Калинин». Немецкие захватчики, осознав, что советские речники не собираются подчиняться прямому требованию, начали выдвигать к обрыву орудия. Несмотря на хорошее маневрирование, пароходы не избежали попаданий, из-за чего на них вспыхнули пожары, которые успешно были нейтрализованы силами экипажа.

К тому времени, как опасный участок начал проходить замыкающий корабль — «Иосиф Сталин», орудия были выдвинуты максимально близко, и мёртвой зоны уже не было. Капитан Иван Семёнович Рачков принял решение не приближаться к берегу, а полным ходом проскочить зону поражения. Однако траектория судна проходила экстремально близко к орудиям противника — всего 200 метров отделяло их друг от друга. Когда фашистские солдаты начали безжалостно расстреливать судно, практически каждый снаряд находил свою цель.

На пароходе моментально вспыхнул пожар, и его было невозможно потушить, так как пожарное оборудование было уничтожено снарядом, угодившим в машинное отделение. Судно потеряло ход и начало дрейфовать вниз по течению. Началась паника, многие пассажиры и члены экипажа погибли от артиллерийского обстрела и разбушевавшегося огня. Оставшиеся в живых люди, пытаясь спастись, выбрасывались за борт.

 Во всей этой панике и неразберихе Иван Семенович сохранял холодный рассудок. Он управлял судном и руководил спасательными работами. Но, видя безвыходность положения, принял решение посадить пароход на песчаный осерёдок, чтобы уцелевшие пассажиры и члены команды могли покинуть корабль и выжить. Однако реализовать собственный план ему было не суждено — один из снарядов попал в рубку, и смертельно ранил капитана. Тогда его дело завершил другой штурман, который и довёл судно до осерёдка, что позволило спасти 50 человек. Пароход «Иосиф Сталин» затонул на малой глубине, и над поверхностью Волги осталась мачта с красным флагом.

Капитан Рачков оставался на своём посту до последнего вздоха, пытаясь спасти людей и само судно. Когда всё успокоилось, выжившие члены команды нашла тело капитана, привязали его к дивану-скамейке, а затем спустили на воду. Позже тело подобрали на переправе.

Ивану Семеновичу было 42 года, когда он отправился в свой последний рейс, за который его впоследствии посмертно наградили орденом Ленина. Он похоронен в братской могиле на площади Павших борцов в городе Волгограде.

Память о выдающемся речнике живёт до сих пор. В его честь были названы улицы в Волгограде и Кстове. Вообще, на родине, в городе Кстове, очень чтят земляка-героя. На доме №11 по проспекту Рачкова установлена аннотированная доска с надписью: «Проспект капитана Рачкова. Назван именем нашего земляка капитана парохода „Иосиф Сталин“ Рачкова Ивана Семеновича, погибшего на боевом посту на р. Волге под Сталинградом 27 августа 1942 года при эвакуации раненых и мирного населения. Посмертно награждён орденом Ленина».

Имя капитана Рачкова значится и в ряду героев Сталинградской битвы на мемориале Мамаева Кургана. А с 1966 по 2004 год один из теплоходов Волжского речного пароходства носил имя «Капитан Рачков».

Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников.

14:39