Главная / Личность / Реактивный заплыв
logo

Реактивный заплыв

Архангелогородец Вячеслав Орлов является обладателем мирового рекорда. За четыре дня, с 1 по 4 июня 1968 года, он на гоночном скутере прошел 2240 километров по четырем северным рекам. Его рекорд не побит уже более 50 лет.

Скутер — гоночную яхту сигарообразной формы ─ Вячеслав Михайлович сделал сам. Вообще все суда, на которых северянин частенько штурмовал морские просторы, были его собственной конструкции.

Первый заплыв — в деревню Куя

Первое произведение корабельного искусства Орлов смастерил уже в десятилетнем возрасте. Увлечение яхтами у малолетнего исследователя было навеяно книгой о путешествиях капитана Немо. Вячеславу книжный персонаж настолько понравился, что он сам решил последовать его примеру. Смастерив свой «Наутилус», наш герой тут же отправился в плавание. Выйдя на своём судёнышке в море, десятилетний кораблестроитель, как заправский географ, начал изучать морские течения. Предметы исследования мальчика унесли его аж на 60 километров от Архангельска. «Морехода» поймали близ деревни Куя.

Как оказалось, местные жители семью Орловых хорошо знали. В годы только что прошедшей войны поморы именно этой деревни поставляли на предприятие, где работал отец путешественника, рыбу и тюленье мясо. Старший Орлов был там весьма известной личностью. Ведущего инженера одного из ведущих лесных деревообрабатывающих комбинатов региона знали в то время все. Так что благодаря такому знакомству юного корабела без проблем вернули домой.

После этого экстремального путешествия Орлов всерьез увлекся яхтами. В 19 лет парень с лодок пересел на скутер. Гонки на новом виде транспорта заинтересовали военных. Вячеслав был включен в сборную СССР от ДОСААФ. Вдобавок к уже имевшемуся у спортсмена мотору новые шефы подарили ему еще один, причём самой новейшей конструкции. С таким техническим вооружением парень просто не мог не пойти на установление рекорда.        

Впрочем, на сверхдалёкую дистанцию от Архангельска до деревушки Олемы Лешуконского района и обратно родной ДОСААФ отпускать Орлова не хотел. Его поддержал лишь председатель архангельского отделения организации Иван Шестаков.

─ Председатель предложил мне начать путешествие самостоятельно, во время отпуска, ─ рассказывает Орлов. ─ Чтобы результаты моего заплыва были видны, я должен был взять с собой карту путешествия, куда руководители населенных пунктов, мимо которых пройдет скутер, должны будут ставить штампики.

Медвежий ответ

─ Помню, что из Архангельска выбрался в ветренную погоду. Лодку болтало из стороны в сторону. С такой «болтанкой» по Северной Двине добрался до Холмогор, откуда свернул на Пинегу. Далее меня ждали Кулой и Мезень. Особо запомнилось путешествие по первой из этих рек. Чтобы не потерять в ее водорослях винт, мне пришлось гнать на полную катушку со скоростью до 75 километров в час. По дороге даже чуть не задавил медведя. Топтыгин в это время ловил на реке рыбу. Еле увернувшись от скутера, хозяин тайги как бы показал мне лапой характерный человеческий жест: «Ты что парень, с ума сошёл?»

Побывал я и в роли нарушителя государственной границы. В Мезени меня арестовали пограничники, приняв за шпиона с обнаруженной незадолго до этого американской подводной лодки. Когда все недоразумения были сняты, я на своем скутере полетел столь стремительно, что даже не заметил, как проскочил конечный пункт своей экспедиции. Вместо Олемы меня занесло в Сыктывкар.

Реактивной скорости Орлова поразились даже в Москве, на всесоюзном съезде ДОСААФ. Председатель организации, легендарный командарм Семен Буденный приказал приравнять путешественника к статусу космонавта. Семен Михайлович распорядился удостоить Орлова высшим спортивным разрядом.

…К сожалению, все распоряжения командарма прошли лишь на словах. Когда ДОСААФовцы вернулись в Архангельск, они получили бумагу, по которой вопрос о награждении Вячеслава Михайловича передавался на региональный уровень. Здесь, обладатель рекорда получил лишь третий спортивный разряд. Ни о каком приравнивании к статусу космонавта, о чем говорил командарм Буденный, речи вообще не шло.

Карбас-сеновоз и заоблачные дали

Мастер не сидит на месте. Готовит модели рукотворных мельниц, колодцев и даже яхт. Всё вышедшее из его рук сразу становится настоящим произведением искусства. Одним из свежих творений Вячеслава Михайловича стал макет карбаса-сеновоза. Автор рассказывает, для чего был нужен такой карбас жителям нашего северного города:

─ Архангельск возник в 1584 году по указу царя Ивана Грозного. Он строился на глинистой почве и болотах, полных зарослей мха и лишайников. В городе же, как в любом приличном населённом пункте того времени, имелись конюшни на несколько голов лошадей. Лошадей с каждым годом требовалось всё больше и больше. И всей этой разросшейся живности была необходима уйма сена. Имевшимися на тот момент в городе зарослями мха и лишайника лошадей досыта не накормишь. Строились большие карбасы-сеновозы с поморским днищем и килем. Имелось несколько стоек, которые оборудовались как древки мачт.

Северяне обычно косили траву в дельте Северной Двины, на левом её берегу. Ход по воде шёл как отлив и прилив. Шли на вёслах и под плотными парусами. Кроме сена, на таких карбасах перевозили рыбу, морошку, добытого морского зверя – тюленя или даже моржа. Потом всё это добытое богатство на карбасах перевозилось домой, где перерабатывалось и заготавливалось в погреба на долгую северную зиму.

Карбас-сеновоз чудо-мастер уже изготовил. Сейчас Вячеслав Михайлович мастерит из сверхлегкого пробкового дерева макет скутера, того самого, на котором он установил свой рекорд. И сердце его, как тогда, рвется в заоблачные дали…

На фото: Вячеслав Михайлович Орлов со своим карбасом-сеновозом.

Константин ТАРАКАНОВ. Фото автора.

11:24