Главная / Личность / Юнги Северного флота
logo

Юнги Северного флота

С 2020 года в нашей стране на одну важную дату стало больше ─ 25 мая отмечается День памяти северных юнг. Торжественные мероприятия проходят в Архангельске, Санкт-Петербурге, Севастополе, Москве, Мурманской, Псковской, Нижегородской и Костромской областях.

Новый праздник посвящён приказу наркома Военно-морского флота СССР Н.Г. Кузнецова №108, от 25 мая 1942 года. Приказ давал добро на открытие на Соловецких островах школы юнг ВМФ. Занятия в школе начались 01 сентября 1942 года, а 7 ноября юнги приняли воинскую присягу. Школа стала полноправной в/ч № 30853 с боевым знаменем.

Юнги учились морским наукам, несли караульную службу в соответствии с Уставом Военно-морского флота СССР. Их руководителями и педагогами были кадровые офицеры. Школа стала настоящей кузницей морских кадров.

В период с 1942 по 1945 год Соловецкая школа юнг, воспитанниками которой стали юноши в возрасте 15─16 лет из разных уголков страны, подготовила 4111 специалистов: боцманов, рулевых, радистов, мотористов и электриков. Несмотря на краткий срок своего существования, Соловецкая школа юнг оставила заметный след в истории страны. Её выпускники воевали на кораблях Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов, Амурской, Беломорской, Волжской, Днепровской, Каспийской и Онежской флотилий. Каждый четвёртый юнга погиб при выполнении воинского долга.

За проявленные мужество и героизм многие воспитанники школы были отмечены правительственными наградами.

Школа юнг вспомогательных судов

Одной Соловецкой школой юнг, кстати, дело не ограничилось. Своя школа юнг появилась и у вспомогательных судов ВМФ при Беломорской военной флотилии. По завершении первого года обучения, с 15 мая 1944-го юнги были направлены для прохождения морской практики на суда военной гидрографии «Метель», «Мгла», «Мороз», «Ост», «Девиатор», «Лоцман»; танкеры «Буг», «Михаил Фрунзе»; пароход «Ямал»; госпитальное судно «Воронеж».

В мае 1945 года группа из 30 выпускников первого набора была направлена на вспомогательные суда военно-морской базы Балтийского флота. Остальных распределили на суда Архангельского военного порта, военной гидрографии, Северного флота, Йоканьгской военно-морской базы. Юнги принимали участие в конвойных операциях по сопровождению и охране транспортов, проводке по минным фарватерам, в приёме и высадке лоцманов, производстве гидрографических работ.

В 1947 году учебное заведение было переведено в г. Советск Калининградской области.

Вместе с юнгами Соловецкой школы калининградские курсанты принимали участие в сборе средств на постройку торпедных катеров. Так, были собраны средства на постройку торпедного катера «Юнга», который передали впоследствии Черноморскому флоту. Также школа юнг вспомогательных судов ВМФ при Беломорской военной флотилии передала средства на постройку военного катера-охотника (МО-603) «Юнга Севера», который воевал в составе Северного флота.

И.В. Сталин, председатель Совнаркома СССР, поблагодарил юнг в приветственных телеграммах, которые были направлены в адрес их школ.        

В сохранение памяти о соловецких юнгах базовый тральщик (БТ-111) носит название «Соловецкий юнга». Он входит в состав Северного флота.

Школа юнг Северного морского пароходства

Как бы особняком от всех стоит школа юнг Северного морского пароходства, которая была организована в Архангельске по приказу №300 наркома морского флота от 16 октября 1942 года. Первый набор состоял из 31 человека. В основном в школу юнг попали мальчики из Ленинграда, оставшиеся без отцов. Местных взяли только восемь человек.

В 1943 году состоялся первый рейс в море на транспортном судне «Селенга», которое доставляло военную технику в различные точки по Северному морскому пути. Юнги знали всё вооружение, могли работать связистами, драили палубы и швартовали суда.

Юнга Саша Ковалёв

Кроме рассказа о школах юнг, воспитывавших будущих защитников, выставка уделила много внимания и судьбам самих «юнгашей». В первую очередь, хотелось бы отметить Сашу Ковалёва, выпускника первого набора Соловецкой школы юнг. Окончив с отличием школу юнг, он служил на эсминце «Громкий» Северного флота, сопровождавшем транспортные суда. В феврале 1944 года ему удалось попасть на торпедный катер ТК-209 помощником моториста.

В апреле того же года он получил боевое крещение. Катер атаковали немецкие субмарины. Сигнальщик был ранен, и на его место встал Саша. За проявленные мужество и героизм Саша награждён Красной Звезды. Вскоре он также получил медаль Ушакова. К маю 1944 года на ТК-209 успел поучаствовать в 20 боевых операциях.

7 мая 1944 года торпедные катера ТК-209 и ТК-217 атаковали конвой противника и потопили два корабля. В этой схватке ТК-217 получил повреждение и стал тонуть. ТК-209 под пулемётным огнём спас экипаж тонущего катера, но получил пробоину коллектора двигателя. Мотор мог взорваться.

Саша не раздумывая бросил на коллектор телогрейку, и грудью навалился на пробоину. Температура жидкости была 70 градусов, но Саша не трогался с места, терпя невыносимую боль, пока не подоспел моторист. В итоге, корабль и экипаж были спасены. Саша же был представлен к ордену Отечественной войны I степени. Погиб он 9 мая 1944 года.

Именем юного героя названы улицы в Мурманске, Североморске, на Соловецких островах, а также теплоход Мурманского морского пароходства. В 1990 году у североморского Дома пионеров (ныне Дом творчества детей и юношества), также носящего имя Саши Ковалёва, открыт памятник юнге-мотористу.

Константин ТАРАКАНОВ. Фото из свободных источников.

Тральщик «Северный юнга».

18:45