Главная / Личность / За штурвалом флагманов
logo

За штурвалом флагманов

Прославленный капитан, Герой Социалистического Труда Петр Павлович Жук посвятил свою жизнь реке. Вся его трудовая биография связана с Днепром и пассажирским флотом.

Пётр Павлович Жук родился 16 апреля 1928 года в селе Пекари, что в Каневском районе Черкасской области Украины. Его семья была тесно связана с речным делом, так что уже с ранних лет Пётр Павлович осваивал это непростое ремесло ─ помогал отцу-бакенщику в его работе.

Не прекратил трудиться на воде и в один из самых ужасных периодов российской истории ─ во время Великой Отечественной войны, которую Пётр Павлович встретил ещё совсем ребёнком. Ему было всего лишь 13 лет, но юный возраст не останавливал целеустремлённого и храброго мальчика. Так, во время боев на Днепре, которые проходили в 1941 году, он трудился наравне со взрослыми ─ переправлял через реку советских солдат, оборонявших правый берег Днепра. Сам же оставался жить в оккупированной деревне, где успел увидеть и неприглядные стороны войны, и зверства фашистов.

В конечном итоге вся семья Петра Павловича потеряла дом и была вынуждена покинуть родные места, когда в 1943 году фашистские солдаты, производя подготовку к обороне стратегического оборонительного рубежа по Днепру, дотла сожгли село Пекари. Новым временным домом для семейства Жуков стал Хутор-Хмельная в Каневском районе Черкасской области.

Сам Пётр Павлович, ощущая сильнейшее желание бороться с врагом, вместе со своим отцом ушёл в лес и присоединился к партизанским отрядам. Он успел побывать разведчиком в отрядах «Шевченко», «Боженко» и «Истребитель», которые впоследствии были объединены в соединение «Рыжего» и осуществляли боевые операции в тылу врага. Пётр Павлович добывал землякам свежую и важную информацию, которая помогала ополченцам бороться с фашистами. Однако это была не только полезная, но и крайне опасная работа. Так, однажды, совершая очередную разведку, Пётр Павлович не успел скрыться, и был пойман фашистами. Оказавшись в чрезвычайной ситуации, вёл себя спокойно и храбро. Он не раскрыл своих боевых товарищей, а позже и вовсе смог сбежать из-под ареста.

В результате активной освободительной борьбы Советской Армии и ополченцев, фашистские захватчики были выбиты из Черкасской области, а местное население получило возможность вернуться к своим домам и привычной жизни. Не стала исключением и семья Петра Павловича, вернувшаяся в постепенно возрождающееся село Пекари. В то время Пётр Павлович нашёл себе применение в колхозе, где работал бригадиром садоводческой бригады. Но его сердце тяготело к речному делу, так что, не дожидаясь полного окончания войны, зимой 1944 года он поступил на судоводительскую специальность в Киевское ремесленное училище № 3 (в наши дни ─ Киевский профессиональный лицей водного транспорта), которое успешно окончил в 1946 году.

Сразу же после этого начал свою трудовую деятельность, при этом не прекращая учебной. Так, в 1947 году Пётр Павлович работал матросом и рулевым на пароходе «Ильич», а параллельно с этим учился на заочном отделении Киевского речного техникума (в наши дни ─ Колледж морского и речного флота Киевской государственной академии водного транспорта им. гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного). В 1948 году занял должность помощника капитана на судне «Надежда Крупская».

Важно отметить выдающуюся тягу к знаниям, которой обладал Пётр Павлович. Так, в 1960 году, в возрасте 32-х лет, он окончил ещё одно учебное заведение, а именно Горьковский институт инженеров водного транспорта (в современности ─ Волжский государственный университет водного транспорта).

Его профессиональный путь был довольно разнообразен, ведь, начиная с работы матроса и рулевого, Пётр Жук, впоследствии, дослужился до звания капитана флагманов пассажирского флота. Так, под его началом осуществляли свои маршруты теплоходы «Чехов» и «Тургенев». Команда уважала своего капитана за его грамотный и профессиональный подход к руководству, а сам Пётр Павлович привнёс новый взгляд на полномочия экипажа, так как выступал в пользу самостоятельного (силами команды) проведения ремонтов судна.

За досрочное выполнение заданий семилетнего плана по развитию речного транспорта, а также за выдающиеся производственные успехи, в 1966 году Петру Павловичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Это сделало его самым молодым Героем Социалистического Труда Украинской ССР, тогда Петру Жуку было 38 лет.

Весной 1979 года Пётр Жук участвовал в принятии пассажирского речного теплохода нового проекта под названием «В.И. Ленин» (с 1991 года был переименован и стал именоваться «Максим Рыльский») на территории ГДР. Это судно стало флагманом Днепровского пароходства, а экипаж корабля одним из первых начал осуществлять круизные перевозки по заявкам туристических бюро.

В 1986 году на территории Украинской ССР произошла одна из самых ужасающих трагедий ─ авария на Чернобыльской АЭС. Пётр Павлович Жук не мог остаться в стороне от столь страшного происшествия и принимал непосредственное участие в ликвидации последствий аварии. Так, он был в числе первых речников, которые по воде эвакуировали жителей Чернобыля из зоны отчуждения.

За свою продуктивную профессиональную деятельность Пётр Павлович был награждён медалями (в том числе «За трудовую доблесть») и грамотами Верховного Совета, Совета Министров Украинской ССР, Кабинета Министров Украины, Киевской городской государственной администрации. Ему также было присвоено почётное звание «Заслуженный работник речного транспорта».

Пётр Жук был человеком с активной гражданской позицией, а потому энергично занимался общественной деятельностью. Избирался депутатом Подольского районного совета города Киева, также являлся заместителем председателя Совета ветеранов Подольского района. Впоследствии в период с 2007 по 2009-й, носил звание капитана по охране судов.

Петр Павлович ушёл из жизни 19 апреля 2009 года, в возрасте 81 года, и был похоронен на Лесном кладбище в Киеве.

Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников.

19:49