Главная / Ретрофлот / 60 лет назад вышел в рейс дизель-электроход «Ленин»
logo

60 лет назад вышел в рейс дизель-электроход «Ленин»

К 60-летию дизель-электрохода «Ленин» (по материалам Музея речного флота).

Шестьдесят лет назад, 22 апреля 1959 года, в день открытия навигации вышел в свой первый рейс дизель-электроход «Ленин», новое пассажирское судно, гордость отечественного судостроения, построенный на заводе «Красное Сормово». С тех пор честь открывать навигацию стала для дизель-электрохода «Ленин» традицией, и он получил звание флагмана Волжского объединенного речного пароходства.

Тогда, в 1959-м, на речном вокзале было очень многолюдно, празднично, играл оркестр. На палубе корабля состоялся митинг. Под звуки марша «Прощание славянки» с первыми туристами на борту «Ленин» отправился по маршруту Горький-Астрахань. Провожающие пожелали кораблю счастливого плавания. Новое судно в каждом городе встречали оркестром, набережные были заполнены народом, проводились экскурсии, для астраханцев был устроен день открытых дверей.

Когда в 1957г. встал вопрос о капитане вновь строящегося дизель-электрохода «Ленин», никто не сомневался, что им станет один из лучших капитанов волжского флота Сергей Алексеевич Напитухин. Почти полтора года изо дня в день он приезжал на Сормовский завод – изучал, наблюдал, следил за строительством волжского лайнера. Из 900 (!) сделанных им предложений, было внедрено около 700.

О подготовке судна к выходу вспоминает 1-ый штурман Л.Н.Токарев, – «Ходовые испытания судна проходили в навигацию 1958г. на Горьковском водохранилище в районе Пучеж-Чкаловск. В них принимали участие специалисты завода «Красное Сормово» под руководством главного конструктора В.М.Керичева и ещё не полностью укомплектованная команда дизель-электрохода во главе с С.А.Напитухиным.
Конечно, не все проходило гладко, были замечания по реверсу управления главными двигателями, по автоматике котла и другие. Все неполадки устраняли в заводских условиях. Экипаж подобрался сильный, составленный из лучших флотских специалистов.

5 ноября 1958г. дизель-электроход бросил якорь на Горьковском рейде. На следующий день состоялось подписание государственного акта его в состав действующего флота Волжского пароходства. 7 ноября, в честь праздника Великого Октября, корабль был украшен флагами расцвечивания, а через день ушел на зимнюю стоянку в завод им. 40-ой годовщины Октября. Мы были счастливы оттого, что принимаем участие в этом важном историческом событии».

«Дизель-электроход «Ленин» и по габаритам, и по мощности машин превосходит все пассажирские суда, курсирующие по Волге. Поэтому нашей ближайшей задачей был его освоение. Технический персонал ещё не достаточно хорошо знал, установленную на судне технику, был мало знаком с маневровыми качествами корабля. Следовало изучить механизмы, научиться грамотно их обслуживать, найти скрытые резервы для экономии топлива и смазки. Но я был уверен, что под руководством опытного механика А.П.Спирина и электромеханика П.И.Ершкова командв овладеет искусством управления новым судном», – из воспоминаний капитана С.А.Напитухина.

До 1964г. водил он по Волге свой пассажирский флагман. Прожил замечательную, богатую событиями и историческими фактами жизнь. В 1954г. был награжден орденом Ленина. Поэт Лев Ошанин посвятил ему стихи. В 2001 году родные отметили 100-летие со дня рождения С.А.Напитухина. Мне довелось познакомиться с его дочерью Галиной Сергеевной, с семейным архивом, который бережно хранится. Хочется, чтобы молодое поколение речников знало о заслуженных людях Волги.

Уйдя с капитанского мостика, С.А. Напитухин передал корабль в надежные руки грамотного судоводителя и умелого руководителя В.А.Кириллова, где тот и проработал 20 лет. Команда флагмана под руководством Владимира Андреевича из навигации в навигацию умножала славу лучшего среди лучших волжских «пассажиров». В 1977г. капитану Кириллову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Каждый корабль, как и человек, проживает свою жизнь, у одних она счастливая, у других – менее, у третьих – внезапно обрывается. 22 марта 1984года трагическая случайность оборвала историю корабля. Но прожитые дизель-электроходом «Ленин» четверть века снискали ему славу, почести, уважение и любовь речников и туристов. В статье использованы воспоминания С.А.Напитухина и Л.Н.Токарева.

21:12