Главная / Ретрофлот / Северный конвой: курс на Архангельск
logo

Северный конвой: курс на Архангельск

Одной из ярчайших страниц в истории Архангельской области, безусловно, являются Северные конвои. Караваны судов приходили по специальному договору с союзниками о ленд-лизе (от английских слов «lend» - давать взаймы и «lease» - сдавать в аренду), подписанному в Москве 01 октября 1941 года.

По условиям договора, США и Великобритания были обязаны оказывать Советскому Союзу помощь, поставляя различную военную продукцию. Взамен требовалось отправлять союзникам некоторые виды стратегического сырья.

Существовали три главных направления доставки ленд-лизовских грузов в СССР – северное, тихоокеанское и трансиранское. Северное было самым коротким (суда по нему шли всего 10-12 дней), и потому через него шел основной поток грузов. За годы войны на север России прибыл 41 конвой в составе в составе 738 транспортных судов. Отправлялись они в основном из шотландских и исландских портов, прибывая в Мурманск, Молотовск (Северодвинск) и Архангельск. Конвои, шедшие в СССР, до конца 1942 года обозначались литерами «PQ», а уходящие – «QP». После этого времени и вплоть до конца войны литеры превратились в «SW» и «RA». Номера такие конвои стали носить, начиная с 51-го.

Первый пробный конвой «PQ-0» в количестве семи судов прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Вначале, увлёкшись идеей блицкрига, гитлеровцы не придавали конвоям особого значения, благодаря чему грузы к нам подвозились практически без потерь.

После провала битвы за Москву немцы поняли свою ошибку. На Север были переброшены крупные воинские соединения. На караваны союзников началась настоящая охота. Особенно пострадал конвой «PQ-17» в количестве 37 судов, вышедший из Рейкьявика 27 июня 1942 года. Кроме иностранных, в его составе находилось и два советских транспорта – «Азербайджан» и «Донбасс». Союзники организовали конвою колоссальный эскорт в виде 42 военных кораблей и двух подводных лодок, рассредоточенных по всему каравану, вплоть до зоны ответственности СССР. Это было вызвано тем, что в Лондоне стало известно о планах гитлеровцев напасть на конвой значительными силами во главе с линкором «Тирпитц».

Вначале всё складывалось неплохо. Ненастная погода скрывала конвой от глаз врагов. Его обнаружили лишь 1 июля. Через два дня на перехват «PQ-17» вышла большая германская эскадра. О ее выходе стало известно в британском Адмиралтействе, руководившем проводкой конвоев. Посчитав, что четыре крейсера, сопровождавших на тот момент караван, с бронированной германской эскадрой вряд ли справятся, первый лорд британского Адмиралтейства Паунд отдал приказ судам рассредоточиться, и эскадра сопровождения отправилась на соединение с основными силами, бросив «PQ-17» на произвол судьбы. Каждый транспорт конвоя в итоге был вынужден добираться до русских берегов самостоятельно.
Беззащитные сухогрузы стали легкой добычей для противника. Германское командование даже привлекло несколько съёмочных групп, для того чтобы запечатлеть в памяти, как успешно расправляются с русскими варварами доблестные немецкие войска. Впрочем, транспортники без боя сдаваться не собирались.

Большинство судов, несмотря на слабое вооружение, отчаянно сопротивлялись, нанеся противнику значительный урон в живой силе и технике. Но всё же силы были слишком неравны. Из 37 транспортов конвоя до северных портов Советского Союза добралось лишь одиннадцать. Из них шесть в Архангельск и один в Молотовск. В том трагическом конвое погибло более двухсот моряков.

Несмотря на многочисленные жертвы и потери судов, северный маршрут Ленд-лиза сыграл важнейшую роль в обеспечении обороноспособности СССР, особенно в первые годы войны. Всего же за годы военного лихолетья в Архангельском морском порту было переработано свыше трех миллионов тонн различных грузов, в Молотовском – почти полтора миллиона тонн. Отсюда в действующую армию ушло 2312 самолётов, 3428 танков, 819 бронемашин и множество другой, переправленной от союзников военной техники.

Огромную роль в успешной разгрузке сыграл знаменитый полярник Иван Дмитриевич Папанин. В октябре 1941-го он был назначен уполномоченным Государственного Комитета Обороны (ГКО) по перевозкам на Севере и организации выгрузки в Архангельском порту. При его непосредственном руководстве шли непрерывные дноуглубительные работы на акватории порта, строились новые причалы. Небольшая железнодорожная станция Исакогорка превратилась в мощный сортировочный узел, откуда днем и ночью уходили на фронт составы.

Во время войны Архангельский порт стал круглогодичным. С помощью ледоколов союзные караваны сопровождались до Экономии, не имевшей на тот момент непосредственного выхода к основным магистралям. Чтобы поскорей доставить грузы до фронта, в начале 1942 года от главного Архангельского порта до Исакогорки прямо по льду Северной Двины была проложена железная дорога.

Доблесть защитников голодного Архангельска

Все грузы проходили мимо Архангельска, которому не доставалось ничего. Город голодал. В отдельные дни норма выдачи хлеба доходила до 75 граммов – настоящая блокадная пайка. Архангелогородцы перешли на подножный корм. Объявлялся общий сбор грибов, ягод, крапивы. Организовывались промысловые экспедиции по добыче яиц и мяса морских птиц, тюленьего жира, морской капусты. Известны случаи, когда люди питались собаками и воронами. Но это не утоляло голод… Архангельские старожилы оставили воспоминания о том, как грузовики, наполненные телами умерших, уезжали на городские кладбища.

Архангельск перестали снабжать и промышленными товарами. Не хватало самых простых вещей. Например, иголок, которые вручались лишь победителям социалистического соревнования. К бытовым трудностям добавились постоянные налеты немецко-фашистской авиации. Благодаря мужеству бойцов противовоздушной обороны и простых горожан, основные промышленные предприятия, порт и железнодорожную станцию удалось спасти.

Не позволили разрушить и госпитали. В годы войны Архангельская область стала тыловой базой Карельского фронта. На ее территории уже к концу первого года войны был образован 31 госпиталь на 14280 коек. Северяне помогали раненым как могли, даря всё самое дорогое. Особо поражает активно развернувшееся донорское движение. За годы войны 15 тысяч северян (голодающих) поделились с ранеными своей кровью.

Нелегко далась Архангельску Великая Отечественная война. 23 тысячи архангелогородцев погибли на полях сражений и 38 тысяч – умерли от голода.

Константин ТАРАКАНОВ. 

На фото – «Выгрузка танков «Valentine» (Великобритания) в Архангельском порту (начало ноября 1941 года; Конвой – «PQ-2»).

19:21