Главная / Ретрофлот / Модели поморских судов: лодья, шняка, ёла
logo

Модели поморских судов: лодья, шняка, ёла

С ними вы можете познакомиться в Архангельском краеведческом музее. Совсем в дебри веков мы, конечно, углубляться не будем. Возьмём средние века.

Лодья ─ древнее русское судно. Именно от этого слова, по данных некоторых словарей, пошло всем известное наименование «лодка» ─ любое водное транспортное средство, имеющее небольшую вместимость и предназначенное для перевозки людей и грузов на ограниченное расстояние.     

Несмотря на кажущуюся ограниченность, они преодолевали солидное расстояние, сравнимое с передвижениями современных океанских судов. Именно на лодьях варяжские завоеватели совершали набеги на византийские города.

Северные лодьи

На севере России лодьи начинают бытовать с XIV века, становясь чуть ли не основным промыслово-транспортным средством. Лодьи широко использовались поморами в тяжёлых рейдах на Грумант (современный Шпицберген) и Новую Землю, ласково и слегка грубовато называемую поморами «маткой».

На лодьях совершались рыболовецкие рейсы. На них же поморы отправлялись на промысел морского зверя (в основном моржа и тюленя) по Белому, Баренцеву и Норвежскому морям.

В XV веке, во время борьбы Московского княжества с Новгородом за влияние над Беломорьем, из устья Северной Двины в Новгород доставлялся хлеб. Причём делалось это не напрямую. На лодьях тогда приходилось огибать весь Скандинавский полуостров. Что касается вместимости судна, то лодья могла на свой борт принять до 18 тысяч пудов. Если перевести на современный манер, будет ещё солидней ─ около 300 тонн.

Рассказав о грузоподъёмности, думаю, интересным будет узнать и о размерах судна. Насчёт этого имеются два показателя. По самым меньшим, длина лодьи доходила до 20 метров. По показателям, отмеченным в Архангельском краеведческом музее, важнейшее на Беломорском Севере средневековое транспортное судно было на четыре метра длиннее. Ширина древнерусского «крейсера» составляла от трех до восьми метров. Уместиться в ней могло не менее 40 человек. Представленная на выставке деревянная модель лодьи выполнена жившим на Севере умельцем ещё в 1850-е годы.  Место создания модели ─ Архангельская область.

Поморская шняка

Следующее представленное на выставке изделие ─ модель парусно-гребного судна под названием «шняка» или «шнека».  У этого слова исторически имелось два значения. Во-первых, «шняка» ─ судно скандинавских народов. Такие суда получили распространение и развитие в XII-XIV веках. Эта шняка была разбойничьей. Викинги на ней грабили ещё тогда не особо просвещённый европейский народ. Разбойничью шняку сравнивали со знаменитым «драккаром».

Судно имело одну или две мачты, оборудованные прямыми парусами. Размеры ─ меньше, чем у лодьи. На борту находилось от 15 до 20 пар вёсел. Вместимость у шняки могла подчас достигать и ста человек.

Вторым вариантом шняки явилось поморское и новгородское парусно-гребное рыбацкое судно, плоскодонное по конструкции. Оно бытовало в регионе почти тысячу лет ─ с XI по начало ХХ веков.

Характерной особенностью шняки являлось отсутствие палубы. Некое подобие палубной надстройки, так называемый «чердак», у шняки находилось на корме. Это было первое отделение судна, обычно закрываемое наглухо люком.

Наверху обычно имелось от одной до двух мачт высотой не более шести метров.  На первой мачте располагался прямой или «шпринтовый» парус ─ трапециевидный парус с острым задним носовым углом. Вторая мачта оборудовалась гафельным парусом специальной трапециевидной формы. Эту мачту, а также «кливер» ─ косой треугольный парус, прикреплённый к снасти, имели специальные шнеки со сплошной винтовой поверхностью.

Шнеки были главным механизмом, вытаскивавшим рыболовные сети с уловом на борт судна. Грузоподъёмность могла увеличиваться за счёт наращивания фальшбортов. Длина шняки ─ характерного для поморов рыболовного судна ─ составляла от 7 до 12 метров, ширина ─ 2–2,5 метра.  Грузоподъёмность шняки находилась в пределах 2,5 – 4 тонн.

Экипаж шняки в основном составлял 4 человека. Роли поморов в нем были чётко распределены. В первую очередь кормщик, как глава этой своеобразной артели и капитан, должен был хорошо знать все окрестные моря и океаны. Это был настоящий морской аналитик, точно знающий, куда править своё судно, где можно получить наибольшие уловы и где наиболее безопасно. Характер кормщика, который знает, куда правит свой корабль, был ярко создан в образе Ивана Рябова в фильме «Россия молодая».

Вторым по значимости членом рыболовной артели был «тяглец» ─ рыбак, непосредственно вытягивающий рыболовную снасть. Третий член артели ─ «вёсельщик» ─ был, по большому счету, главной движущей силой шняки. Именно он отвечал за вёсла ─ рукотворный механизм, обеспечивавший поморской лодке движение. И чем сильнее был «вёсельщик», тем дальше и уверенней двигалась лодка. И наконец «наживщик». Этот человек обеспечивал экипажу хороший улов. Наживлял на крючки мелкую рыбёшку специально для того, чтобы на них клюнуло что-то более крупное.

На Мурмане преобладающим типом шняки являлась тяжёлая беспалубная лодка с одной мачтой и одним прямым парусом. Главной рыбой, которую ловили на таких шняках, была треска. Для ловли же сайды большими четырехугольными сетями четыре шняки сшивали между собой вицами из можжевеловых корней. Такая объединённая шняка стала называться «вичанкой».

Шняка широко использовалась поморами не только для рыболовных промыслов. Она применялась и для каботажного плавания.  Шняку применяли и для перевозки грузов по Белому, Баренцеву и Норвежскому морям. Представленная на выставке в Архангельском краеведческом музее модель шняки была изготовлена в Архангельской губернии, в конце XIX – начале ХХ веков.

Прибрежный бот

Третий тип поморского судна ─ так называемая «ёла». Она являлась норвежским промысловым судном длиной свыше десяти и шириной свыше двух метров. Экипаж ёлы состоял из трёх человек. Лодка была создана специально для путешествия во фьордах ─ узких, извилистых и глубоко врезающихся в сушу морских заливов.

В архангельских краях ёлы особой популярностью не пользовались. В первую очередь потому, что не выдерживали короткой, но крутой беломорской волны. Несмотря на это, такие суда все же использовались. Вот и в Архангельском краеведческом музее представлена модель судна, изготовленная на территории губернии в первое десятилетие 1900-х годов. По большому счёту, ёлой был прибрежный бот, использовавшийся в основном для рыболовства.

Константин ТАРАКАНОВ. Фото автора из фондов Архангельского краеведческого музея и с сайта электронной краеведческой библиотеки "Русский Север".

14:33