Главная / Ретрофлот / Вавчуга ─ колыбель российского флота
logo

Вавчуга ─ колыбель российского флота

В пятнадцати километрах от Холмогор, напротив Курострова ─ родины М.В. Ломоносова, на правом берегу Северной Двины, расположена деревня Вавчуга. Здесь в начале XVIII столетия возникла первая в России купеческая верфь.

В то время русское правительство, учитывая возросшую роль купечества в экономической и общественной жизни государства, стало ограничивать права иноземцев. Однако вести собственную внешнюю торговлю Россия не могла из-за отсутствия торгового флота. Создание его в тот момент становилось экономической необходимостью. Это поняли не только самые дальновидные деятели государства, но и передовые представители русского купечества. Ко вторым, безусловно, стоит отнести и фамилию поморов Бажениных.

Купцы гостиной сотни

Баженины ─ холмогорские купцы гостиной сотни, владевшие 70 полевыми и сенокосными участками, двумя мукомольными мельницами, сколотившие значительный капитал на продаже хлеба, вина, сала и соли. Старший Баженин, Осип Андреевич, являлся человеком крутого нрава. Холмогорский архиепископ Варнава, однажды даже так отозвался о нем: «…самосилен, самоволен, самосуден…».

Его сотоварищем в торговых и промысловых предприятиях был младший брат ─ Фёдор Андреевич. Со временем Пётр Первый пожаловал Ф.А Баженина в экипажмейстеры (чиновник, следивший за вооружением и снаряжением кораблей, производивший закупки в интересах морского ведомства, продавал на слом и в частные руки, отслужившие свой срок суда, проверял отчётность в работе верфей – Прим. ред.). С открытием в Архангельске городового магистрата ─ выборного органа местного самоуправления ─ Фёдор Андреевич даже становится его главой.

В 1680 году Баженины построили в своей родовой деревне Вавчуге с «немецкого образца…без заморских мастеров, собою…из своих покупных подрядных лесов» водяную пильную мельницу ─ первое лесопильное предприятие России. Для работы на своей лесопильной мельнице они привлекли крестьян из близлежащих деревень. Лесопильный завод был двухрамным и довольно незначительным по размерам: «длиною двадцать с половиной сажён (1 сажень = 213 см), шириной ─ четыре сажени и два с половиной аршина» (1 аршин = 71,12 см).

Царь и Вавчуга

Вавчужская пильная мельница привлекла внимание Петра Первого. Возвращаясь в 1693 году из Архангельска в Москву, царь заехал к Бажениным в гости, где имел возможность осмотреть «заморскую диковинку».

12 февраля 1696 года Баженины обратились к Петру Первому с просьбой разрешить им строительство торговых судов: «Пожалуй нас, сирот твоих, ─ писали они, ─ вели, государь, в той нашей вотчиннушке, в Вавчужской деревне у водяной пильной мельницы, строить корабли, против заморского образца, для отпуску, с той нашей пильной мельницы, тёртых досок в иные земли и для отвозу хлебных запасов и вина в Кольский острог, и для посылки на море китовых, моржовых и иных звериных промыслов».

Обратившись к царю, Баженины безусловно учитывали удачное географическое положение своей родной деревни, раскинувшейся в месте впадения глубоководной речки Вавчуги в Северную Двину. От Вавчуги до Белого моря русло главной северной реки было настолько глубоко, что даже в летнее мелководье по нему могли спокойно проходить большие, «европейского образца» суда.

На противоположной стороне речки Вавчуги простиралась огромная равнина, удобная не только для строительства эллингов, но и для спуска на воду кораблей. Рядом на угоре приютилась деревня с говорящим названием Лубянка. Основание её связывают с работными людьми Вавчужской корабельной верфи, беглыми солдатами, укрывшимися у Бажениных от рекрутской повинности.

За пильной мельницей лежало Вавчужское озеро, на котором располагалось пять островов. На них без особых денежных затрат можно было разместить подсобные заведения. Такое расположение предоставляло явные выгоды в противопожарном отношении.

В 1700 году разрешение великого самодержца было наконец-то получено. «Повелели им, ─ гласит ответ, ─ корабли и яхты строить иноземцами и русскими мастерами повольным наймом».

Закипела на Вавчуге работа. Менее чем за два года Баженины основали корабельную верфь и заложили два коммерческих судна. Недалеко от плотины пильной и мукомольной мельниц выстроили парусный завод, на лубянском берегу ─ несколько кузниц. Канаты и верёвки вили на ровной гряде, которая загибается к середине вавчужского озера. «Грива» ─ так называется эта гряда протяжённостью до трёхсот саженей ─ была сделана искусственно, специально насыпана баженинскими работными людьми. У лубянской оконечности «гривы» на сваях был построен канатный амбар, где хранили готовую продукцию. Корабельная верфь занимала территорию около шести десятин.

Весной 1702 года Баженины спустили свои первые «североевропейского образца» корабли. На торжественной церемонии спуска присутствовал сам царь Петр I. Сохранилось его письмо к Ф.М. Апраксину, главе Адмиралтейского приказа, главной структуры того времени, занимавшейся флотом в государственном масштабе. В своём послании царь извещал о спуске на воду вавчужскиж кораблей: «…два малые фрегата спущены в Троицын день и пойдут скоро на море, имена: один ─ «Святой дух», другой ─ «Курьер».

В Вавчуге Пётр Первый провёл несколько дней. Покидая её, царь даже подарил Осипу Андреевичу медальон из кизила со своим барельефным изображением. В память о царском посещении Баженины посадили во дворе несколько кедров.

Строительство торговых кораблей на Вавчужской верфи продолжалось до 1783 года.

Баженинская верфь

Первый северный историограф В.В. Крестинин справедливо указывал, что «строение кораблей на Вавчужской верфи продолжалось беспрерывно более 80 лет». Это подтверждает и известный путешественник П.И. Челищев, побывавший на Вавчуге в 1791 году. Эти две исторические личности опровергают устоявшееся мнение о том, что около 1733 года Баженины перенесли свою верфь в Архангельск, что в общем не соответствует действительности.

После смерти Осипа Андреевича в 1723 году, а затем Фёдора Андреевича в 1726 году корабельная верфь перешла к сыновьям Фёдора Андреевича Никифору и Денису. Никифор Фёдорович некоторое время жил в Петербурге, работал в токарне царя, прославившись в этом ремесле как искусный мастер. В 1723 году Н.Ф. Баженин приехал в свою родовую деревню, продолжив наследное дело в строительстве судов. По его чертежам были построены и спущены на воду два трёхмачтовых гукора «Святой Никифор» (1725) и «Надежда» (1728).

Никифор Фёдорович имел двух сыновей ─ Ивана и Кирилла, унаследовавших Вавчужскую судоверфь. Иван Никифорович воспитывался за границей, прекрасно рисовал, любил музыку. После его смерти остался альбом рисунков, в котором наибольший интерес представляет план Вавчужской судоверфи.

Иван Никифорович и Иван Кириллович (сын Кирилла Никифоровича) в 1785 году за двадцать тысяч рублей продали корабельную верфь. Новые хозяева, не добившись у правительства разрешения на вырубку лесов, закрыли её.

За время существования Вавчужской судоверфи Баженины спустили на воду до 120 торговых и промысловых судов, водоизмещением от 15 до 400 ласт (ласт – единица водоизмещения торговых судов, применявшаяся до начала ХХ века, равнялась весом, приблизительно, около двух тонн – Прим. ред.). В основном это были флейты, галиоты, лихтеры и трёхмачтовые гукоры.

Вавчужские суда строились из беломорской сосны, и благодаря умению и сноровке корабельных мастеров и плотников были «и годны, и крепки, и сильны».

Вавчужская корабельная верфь ─ первая в России верфь капиталистического типа. На ней работали наёмные рабочие, главным образом крестьяне близлежащих волостей. Учитывая, что их рабочая сила ─ это крестьяне-отходники, Баженины были вынуждены приспосабливаться к сельскохозяйственному календарю. Так, крестьяне Чухчеремской, Ровдогорской и Ухтостровской волостей работали «более по зимам, месяца по два и по три, или кто сколько пожелает, а по летам, крестьяне «отходят», работая при своих домашних пахотных землях.

Талантливым мастером показал себя Пётр Никифорович Крылов ─ сын создателя Быковской верфи в Архангельске. На баженинской верфи он, как и С.М. Негодяев-Кочнев, построил несколько торговых судов, в том числе два флейта, грузоподъёмностью 250 ластов каждый.

В разное время здесь трудились Василий Плотников, Егор Уских, Ларион Трескин, «бывшие при Осипе Баженине корабельные мастера и Иван Мехонин «со товарищи», которые работают при корабельном строении гостиной сотни Фёдора Баженина».

После продажи корабельной верфи в 1785 году предприятие Бажениных пришло в упадок.

Сегодня сохранился лишь родовой дом вавчужских предпринимателей ─ одноэтажное, обшитое тёсом здание с мезонином. Здание построено на голландский манер, в 20-е годы XVIII века. До недавнего времени в нём располагалась начальная школа. Сейчас оно пустует, к сожалению, приходя в негодность.

Константин ТАРАКАНОВ. Фото из фондов Архангельского краеведческого музея и из свободных источников.

Рисунок Вавчуги нач. XVIII века.

Родовое "гнездо" Бажениных.

23:29