Главная / Личность / Александр Печеник: по сложному фарватеру

Александр Печеник: по сложному фарватеру

Александр Афанасьевич Печеник родился в Амурской области, но жизнь его была связана с Енисеем. Пройдя путь от моториста до капитана, он с 1984 по 1995 гг. возглавлял Енисейское пароходство. И оставил по себе добрую память.

Александр Афанасьевич родился 4 февраля 1937 года, в селе Ивановка Амурской области. Семья была многодетной: четверо братьев и три сестры. Самый старший ребенок, Николай, появился на свет в 1920 году, а младший ─ Виктор ─ в 1946-м.

Интересно заметить, что свое имя Александр Афанасьевич выбрал себе сам, перед получением паспорта. Родители же просто звали его «Чекист».

В 1960 году он окончил с отличием Благовещенское речное училище, где учился на судомеханическом отделении. Сразу после этого получил должность третьего помощника механика на теплоходе «Ермак» в Енисейском пароходстве.

После этой навигации произошла одна из самых важных встреч в жизни Александра Афанасьевича ─ он познакомился с выпускницей Енисейского пединститута Нэлей, которая получила назначение в Игарку. Его так впечатлила эта девушка, что он без раздумий последовал за ней и попросился в тот же город на должность первого помощника механика теплохода «Мусоргский». Его приняли.

К слову, капитаном этого судна в тот момент являлся Иван Тимофеевич Марусев ─ будущий Герой Социалистического Труда (читайте о нем по этой ссылке). Они со своей командой, в которую входил и Александр Печеник, четко организовали ремонт и первыми сдали судно в зимней технической готовности.

Ещё до начала навигации Александр Афанасьевич женился, а через год у молодоженов родился сын Дима.

Летом 1963 года Александр Афанасьевич был повышен до должности механика ─ второго штурмана на теплоходе «Мусоргский». Впрочем, в этом качестве проработал недолго, так как в 1964 году был назначен механиком – первым штурманом нового водоизмещающего судна «Гвардейск». А спустя два года, в 1966 году, стал его капитаном.

За годы плавания Александр Афанасьевич продемонстрировал себя как целеустремленный, активный и деятельный работник. Во время навигаций с его судами не произошло ни одного транспортного происшествия, а это был отличный показатель профессионализма. Недаром в 1970 году его избрали секретарём парткома коммунисты Подтёсова.

К тому времени Александр Афанасьевич заочно окончил Новосибирский институт инженеров водного транспорта (в наши дни – Сибирский государственный университет водного транспорта). И в новой должности показывал себя нестандартным и очень открытым работником, который не терпит вычурные формальности. Он продвигал и строительство, и благоустройство посёлка речников, а также успешно занимался воспитанием молодёжи.

Руководители пароходства внимательно наблюдали за тем, как опытный капитан превращался во всё более успешного и толкового хозяйственника. Так что вполне логично, что спустя 4 года, в 1974-м, Александр Печеник был назначен начальником строящегося Лесосибирского порта, который, к слову, через десять лет стал лидером в отраслевом социалистическом соревновании.

На руководящей должности Александр Афанасьевич прекрасно проявил себя. Порт развивался комплексно: строилось жилье, обустраивались и механизировались причалы, набирало обороты подсобное хозяйство, а работники могли похвастаться достойной оплатой своего труда. Количество клиентуры увеличилось аж в четыре раза, удвоилась производительность труда по обработке судов и вагонов.

Позже Александр Печеник вошёл в состав краевого Совета депутатов, а также защитил кандидатскую диссертацию. Он окончил Высшую школу хозяйствования имени Плеханова в Москве, прошёл обучение в Германии менеджменту судоходной компании в условиях рыночной экономики. Своими знаниями успешно делился, преподавал для молодёжи.

Александр Афанасьевич был отличным профессионалом своего дела, так что закономерно, что когда поднялся вопрос о кандидатуре на пост начальника Енисейского пароходства, была названа фамилия «Печеник».

Новый пост он принял 30 августа 1984 года. И сразу проявил себя: пятилетка закончилась достижением наибольшего объёма перевозок — 28 миллионов 206,5 тысячи тонн, доходы за навигацию составили 74 миллиона рублей, расходы — 28 миллионов 200 тысяч рублей. В течение пятилетки по итогам работы пароходству постоянно присуждали переходящее Красное знамя и первую премию по отрасли за лидерство в социалистическом соревновании.

В 1989 году пароходство достигло наивысших экономических показателей в своей истории. Александр Печеник был избран членом концерна «Росречфлот».

А между тем на пороге были лихие 90-е, в стране росла нестабильность. Именно Александру Афанасьевичу принадлежала идея акционирования Енисейского пароходства как единого целого в границах и в составе бывшего государственного предприятия. Это помогло выживанию пароходства в эти неспокойные времена.

Александр Афанасьевич был и инициатором загрузки «Антона Чехова» иностранным туристом. С целью налаживания сотрудничества он ездил в командировку в США. Степан Макарович Крейд ─ генеральный директор Кубанского речного пароходства ─ впоследствии с теплотой вспоминал и эту поездку, и самого Александра Афанасьевича. Своими воспоминаниями он поделился с Иваном Булавой, президентом клуба енисейских капитанов:

«Какой талантливый руководитель, юморист, душа компании, настоящий мужик! Кстати, не сохранилась ли запись его концерта, который экспромтом он дал в большом ресторане в Нью-Йорке? Мы там были большой группой. И когда замолчал оркестр, он поднялся на сцену, взял микрофон и запел «Берёзовый сок». Зал как будто затаился, а потом взорвался аплодисментами. Пришлось Александру Афанасьевичу продолжать. На одном дыхании пел около часа. Душевно и вдохновенно, как будто в последний раз».

Примечателен и еще один случай, произошедший в августе 1994 года. Тогда на Енисей приехал президент России Борис Ельцин, с целью знакомства с отраслью. Министерство транспорта направило в пароходство запрос: подготовить для высокого гостя теплоход «Антон Чехов». Только вот его на месте не оказалось ─ судно находилось в круизном плавании с иностранными туристами, так что Александр Афанасьевич ответил, что для президента будет подготовлен  теплоход «А. Матросов». Такой шаг показался чиновникам ненадежным, и они попытались отговорить начальника пароходства от этой идеи, но тот заверил, что сотрудники предприятия смогут подготовить корабль, и условия на нем будут ничуть не хуже. Так и произошло. 

Подготовка длилась практически неделю, и за это время всем причастным пришлось изрядно поднапрячься. Но итог стоил того: у теплохода «А. Матросов» был полностью обновлён интерьер кают верхней и средней палуб, вестибюлей, а также были заменены ковровые дорожки. В каюте, предназначенной для президента, заменили сантехнику, мебель, и даже кровать! Новую изготовили по чертежам пароходства, на судоремонтном заводе. Наружные палубы и капитанский мостик отдраили и покрыли лаком,  обновили всю посуду, а команде выдали новое форменное обмундирование, сшитое по заказу в одном из ателье города.

Главу государства встретил лично начальник пароходства – Александр Печеник. Он отдал рапорт о готовности теплохода и представил его капитана.

Трудовые рекорды доставались непросто: напряжение физических и душевных сил, искренняя обеспокоенность за результат потихоньку подтачивали здоровье Александра Афанасьевича. Осенью 1994 года его состояние резко ухудшилось, и он уехал в США, на лечение. Однако ожидаемого результата лечение не принесло. Александр Афанасьевич Печеник скончался 28 февраля 1995 года, на 58-м году жизни. Был похоронен на аллее Славы кладбища «Бадалык», в Красноярске.

Александра Афанасьевича уважали и любили многие коллеги. В их памяти он остался добрым, деятельным и просто хорошим человеком. Деятельность Александра Афанасьевича была отмечена многими наградами. Среди них: орден «Знак Почёта», звания «Почётный работник речного транспорта» и «Лауреат премии Совета министров СССР», а также иные грамоты и медали.

В память о выдающемся речнике его именем был назван нефтеналивной танкер, который по сей день бороздит речные просторы. Не отпускает река Александра Афанасьевича. Помнят о нем люди.

Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников.

22:16 21 ноября 2020