Главная / Ретрофлот / Архангельский порт начала XIX века: пробуждение от спячки
logo

Архангельский порт начала XIX века: пробуждение от спячки

В первые годы XIX века интенсивно развивающиеся внешнеторговые связи России проходили преимущественно по Балтийскому морю, а также по западной сухопутной границе. Вследствие этого будущее Архангельского порта не предвещало ничего хорошего. Лежащий на окраинном захолустье основных торговых путей, главный город Беломорья находился в эти годы в глубоком упадке.

Между тем, именно в начале XIX  века круто меняется международная обстановка. Наша страна, признав поражение в войне с Францией, в 1807 году была вынуждена подписать с ней мирное соглашение. Мир был подписан на плоту, прямо посередине пограничной реки Неман, возле небольшого городка Тильзит. Через некоторое время на месте подписания вырос шикарный мост Королевы Луизы.

Из-за этого мирного соглашения Россия фактически оказалась в состоянии войны с Англией, своей главной на тот момент союзницей. В силу таких неожиданных перемен Архангельский порт вновь экономически ожил, как бы проснувшись от зимней спячки. На фоне начатой после «похабного мира» континентальной блокады Англии Архангельск оказался востребованным российским портом.

Таким образом, историю Архангельского порта с начала XIX века и до Отечественной войны 1812 года можно подразделить на два кратковременных, но своеобразных этапа: экономического упадка (1801─1806) и очередного оживления во время континентальной блокады (1807─1812).

Период упадка порта Архангельск

На протяжении первого этапа внешняя торговля Архангельского порта из года в гол сокращалась. Привоз иноземных товаров уменьшился за пять лет почти вдвое, с 549732 рублей в 1802 году до 285733 рублей в 1806 году, составляя менее 450 тысяч рублей в год. Если в 1803 году в Архангельск пришло 267 иностранных кораблей, то в 1806 году их число снизилось до 217.

В общем внешнеторговом обороте Российской империи доля беломорских грузов была крайне незначительна. Совсем другое дело ─ Балтийское море. Если в период 1802─1806 года общий объем российских перевозок составлял 94,9 млн рублей, то больше половины ─ 59,2 млн рублей ─ приходилось на Балтийское море. На беломорские перевозки оставалось всего лишь 3,3 млн рублей, что ничтожно мало.

Главным торговым партнёром России в 1801─1806 годах была Англия. Через Архангельский порт в Великобританию в то время вывозились: лён, сало, кожи, семя льняное и конопляное, щетина, лес и другие товары.

Государствами – партнёрами России по торговле через Архангельск на тот момент также являлись Дания, Голландия, Пруссия, Испания, Португалия. Но эти государства по сравнению с Англией играли второстепенную роль. В эти государства в основном экспортировались поташ, воск, кожи, пушнина. В меньшей степени вывозились ремесленные изделия, полотно – различные скатерти и салфетки, рогожи, веревки, различные канаты, сальные свечи.

Как видно из перечня вывозимых товаров, среди них в первую очередь преобладали продукты земледелия и животноводства, причём преимущественно из Архангельской и соседних с ней губерний. Показательно, что в тот момент из экспортных грузов исчезли товары, привозимые ранее из центральных районов России, а также с низовьев Волги, побережья Чёрного моря, Сибири.

Это во многом свидетельствует о прогрессирующем развитии промышленности местного края и его производительных сил. Именно поэтому в Архангельской торговле преобладал вывоз товаров над ввозом. В 1802 году, например, привоз составлял немногим более 10% всего оборота торговли ─ 549732 рубля, тогда как вывоз ─ 47196017 рублей. Разница, как говорится, налицо.

Из-за границы преимущественно привозились такие товары, как сахар, вино, свежие и сухие фрукты, табак, различные красители. К этому времени из импортной продукции совсем исчезли металлы (медь, олово, свинец, включая драгоценные металлы).  Покупательная способность широких слоёв населения была в то время крайне невелика, заморские товары оказывались для них недоступны. Заграничные деликатесы шли на удовлетворение потребностей крайне незначительного круга лиц.

Засилье иностранцев

По сравнению с XVIII веком во внешнеторговых операциях происходит вытеснение русского купечества иностранцами. Так, если в 1760 году внешняя торговля Архангельского порта почти наполовину производилась русскими купцами, то к первой трети XIX века она в значительной мере перешла в руки иностранных купцов (Брандт, Менендсейк, К. Ловтус и т.д.). К началу XIX века многие русские мелкие и средние купцы просто разорились. Сохранило своё влияние лишь крупное русское купечество. Такие северные фамилии, как Поповы, Митрополовы, Анфилатовы, Дудины.

Засилье иностранцев в архангельской внешней торговле объясняется слабостью местного купечества с их малочисленностью капиталов и медленностью их оборота. Давали о себе знать и относительная узость внутреннего рынка, а также неравноправное положение русского купечества в европейских портах, в отличие от того привилегированного положения, в каком были европейские купцы в портах Архангельска.

Для того, чтобы компенсировать потери от заграничной торговли, северные русские купцы были вынуждены участвовать в промыслах и организации различных предприятий. Так, например, купцы Поповы стали владельцами судоверфи, нескольких лесопильных мельниц, якорных и канатных заводов.

С целью поддержки архангельских купцов, при содействии министра коммерции Румянцева, в 1803 была создана так называемая «Беломорская компания», члены которой не только вели «всякого рода торги внутри и вне России, но и занималась ловом рыбы и морского зверя». К сожалению, этот эксперимент фактически провалился: правительственная помощь от этого направления оказалась ничтожна, все выгоды съедались убытками реальной рыночной торговли. В итоге в 1813 году, «Беломорская компания» была ликвидирована.

Санкции начала XIX века

Попытки реорганизации экспортной торговли, концентрации русских купеческих капиталов, вытеснения из оптовой торговли иностранных капиталов и ряд других мер не дали желаемых результатов. Формы капиталистического производства и торговли, к сожалению, развивались на Севере крайне медленно.

Оживление торговой деятельности Архангельского порта оказалось связанным с присоединением России к континентальной блокаде Англии. Она была объявлена самим Наполеоном Первым по особому декрету. Данный документ категорически запрещал Франции и всем её союзникам какую-либо торговую деятельность с Англией. То есть, говоря современным языком, на саму Великую Британию «были наложены санкции». Все суда и товары Англии, обнаруженные на территории Франции и ее союзников (то есть и Российской империи), немедленно конфисковывались. Все обнаруженные подданные Англии задерживались и немедленно объявлялись военнопленными (а кто-то даже и шпионом).

Приказ из Петербурга о наложении эмбарго на английские суда и товары в Архангельске был получен 5 ноября 1807 года. В день, ставший через столетие «красным днём календаря», архангельская таможня ответила столице, что «при порте, ни одного английского судна не находится, а все без остатку, во время навигации, с нагруженными товарами отсюда отправились, включая даже и оставшиеся для зимования пять кораблей».

Аналогичные сообщения в столичное министерство были отправлены с Онежской и Кольской таможен. Таким образом, можно сделать вывод, что ни одно английское судно в период навигации 1807 года в губернии секвестировано не было.

На 25 ноября в Архангельске оставалось всего шесть английских купцов. Эти не совсем надёжные личности были сразу же выведены из состава «иностранных гостей», а их товары, в основном, вино, кофе, сандал ─ были арестованы. Сумма секвестра составила в итоге 72439 рублей. В общем-то, не особо и много.

Кроме того, как удалось обнаружить в таможенных материалах, секвестированными оказались далеко не все товары. Имеется информация о товаре, принадлежавшем известному дому Моргана. Как оказалось, всё имущество, с разрешения хозяев было продано (а не секвестировано). Вся прибыль осталась в распоряжении владельца.

Небезуспешными были и попытки англичан перепродать свои товары иностранным купцам. В Архангельске на товарную продукцию никаких эмбарго не распространялось.

С целью рассмотрения претензий русских купцов к англичанам в России были созданы три так называемые «ликвидационные комиссии»: в Петербурге, Риге и Архангельске. Работа архангельской ликвидационной комиссии, созданной 2 января 1808 года, сразу же приняла затяжной и запутанный характер.  К английским купцам, по этой комиссии, было предъявлено претензий на общую сумму в 241801 рубль. Правда, далеко не все претензии на поверку оказались обоснованными. Некоторые торговые конкуренты, пользуясь случаем, попытались свести старые счёты.

Несмотря на строгость условий континентальной блокады, через Архангельск с Англией осуществлялась тайная торговля. Причём проходила она не только на русских судах и судах нейтральных стран. Тайная торговля с Англией осуществлялась даже на английских судах. И нет ничего удивительного, что у ликвидационной комиссии в Архангельске, работы только прибавлялось.

О том, что англичане ухитрялись продолжать вести через Архангельск активную торговую деятельность, был осведомлён даже французский посол в Санкт-Петербурге Коленкур. Но его протесты, адресованные как царскому правительству, так и лично императору Александру Первому, успехов не имели.

Российское правительство в порядке исключения давало согласие на ввоз английских товаров. Так, в июне 1806 года архангельские купцы Поповы привезли из Англии товары на двух своих судах. Вначале эти товары оказались конфискованы ликвидационной комиссией. Однако Поповы стали ходатайствовать об их возвращении. Петербургская ликвидационная комиссия, куда в итоге было перенесено дело архангельского купца, не взяла ответственность. После чего жалоба поступила лично императору Александру Первому. И император счёл нужным жалобу архангельского купца удовлетворить.

Наиболее тяжёлым для России стал первый год континентальной блокады. Особо сильно пострадала торговля на Балтийском море. Сократилась она и в Архангельске. Общий годовой оборот на Белом море, преимущественно в Архангельске, снизился в 1808 году, по сравнению с 1807 годом, на 0,9 миллиона рублей, а вывоз товаров ─ на миллион рублей. В 1808 году в Архангельский порт прибыло всего 88 иностранных судов, главным образом американских и датских. Английских судов, как уже можно понять, среди них не было, и никакое судно в том году в Англию не уходило.

Правда, такое положение длилось сравнительно недолго. Уже с 1809 года континентальная торговля в Архангельске стала набирать обороты, несмотря на все континентальные затруднения, которых, кстати, было немало. В мае ─ июне 1809 года, например, было издано два указа о так называемой нейтральной торговле.

По указу 14 мая предписывалось, чтобы каждый корабль, прибывающий в порт, имел все необходимые документы: паспорт, корабельный журнал, экипажный список, опись грузов с места их производства и откуда прибыл товар. В случае отсутствия хотя бы одного из требуемых документов судно рисковало просто отправиться обратно без разгрузки. Если же разгрузка разрешалась, а потом обнаруживалось, что хотя бы часть грузов с прибывшего судна была произведена в Англии или её колониях, то всё, что было на корабле, и сам корабль подлежали конфискации.

Для разбора дел по нейтральной торговле, как правило, крайне запутанных, указом от 18 июня, были созданы две комиссии ─ в Петербурге и Архангельске. Начавшая деятельность с 27 августа 1809 года архангельская комиссия по делам нейтрального мореплавания за время своего существования, до 1811 года, когда она была заменена портовой комиссией, успела рассмотреть 147 дел.  Однако, комиссия работала крайне несогласованно, допуская многочисленные промахи, что в результате вызывало недовольство купцов и их адвокатов.

Время конфискаций

Наиболее крупные конфискации судов и грузов в Архангельском порту произошли в 1809 году. В навигацию этого года здесь было конфисковано целых три судна с грузом. Ещё три судна, но с меньшим грузом, ─ в 1810-м, и три судна ─ в1811-м годах. Таким образом, за весь блокадный период в Архангельске было конфисковано 9 судов с выручкой на общую сумму в 174832 рубля.

Как в Архангельске, так и в целом по стране, конфискации были невелики. Казна получила от них общий доход в сумме 18505534 рубля. Однако ущерб стране от этих санкций был намного более ощутим. По мнению академика Е.В. Тарле, последствием всех санкций «стало прогрессирующее усиление пассивности торгового баланса России, неслыханная в России дороговизна всех колониальных товаров, выкачивание из страны золота и серебра, катастрофическое падение курса рубля».

И неудивительно, что континентальная блокада со стороны России, вызывала колоссальное недовольство купечества. Оно в итоге смогло убедить царское правительство в декабре 1810 года разрешить заход в русские порты судов нейтральных стран. Тем самым, через них объявлялась возможность фактического возобновления торговли с Англией.

В 1811 году вводится новое «Положение о нейтральной торговле», по которому торговля на судах нейтральных стран была ещё более облегчена. С этого времени царское правительство стало выполнять условия континентальной блокады формально, почти не реагируя на нарекания французов.

Англичане ослаблением блокады воспользовались сразу же. Их суда, но под американским флагом, стали свободно приходить в Архангельск. Портовые власти, ограничивались к тому, «что пришло», лишь предъявлением им удостоверений, выдаваемым американским консулом, и свидетельств о нейтральности корабля, что при желании можно было получить в любом порту. К концу континентальной блокады товарооборот Архангельского порта значительно вырос В два раза увеличился вывоз продукции, а в полтора раза ─ ввоз. Приход судов увеличился с 88-ми в 1808 году до 263-х в году 1811-м.

Сравнительная удалённость Архангельска от портов Балтийского моря затрудняли установление здесь строгого контроля над ходом блокады. Тем более, что англичане ответили на намерение Наполеона «закрыть для них всю Европу» своей контрблокадой.

Британцы захватывали суда своих противников, в том числе и из нейтральных стран. Вопреки всем преградам они осуществляли контрабандный ввоз своих товаров в Европу. Более того, англичане сами начали блокировать порты и гавани французских союзников. В том числе возникла реальная угроза блокировки англичанами Архангельска.

В 1808─1809 годах гарнизон усилился двумя пехотными полками. Одновременно почти втрое, с пяти до восьми, возросла численность военных кораблей, а береговая линия укрепилась береговыми батареями в 109 орудий. Кроме того, в фарватере Северной Двины, перед Архангельском, было затоплено пять барок и 12 якорей. Кроме того, перед Новодвинской крепостью были установлены специальные боны. В Белом море, с целью охраны торговых судов и промыслов, постоянно курсировали шлюп «Пират» и катер «Соломбалец».

Как русский помор победил английского пирата

К счастью, до нападения англичан дело не дошло. Британцы не рискнули вторгнуться на наши укреплённые районы. Зато они порядком поглумились над нашими незащищёнными территориями Кольского полуострова.

Английская эскадра в составе шести кораблей, в том числе одного 24-пушечного фрегата, на котором находился командующий эскадрой Л. Уэддс, пиратствовала в северных широтах и особенно в бассейне Белого моря. В 1808 году англичане сожгли становище Рыбачье на острове Кильдин. В 1809 году они захватили город Колу, разграбив имущество населения. В Екатерининской гавани (современный город Полярный) пираты разорили более десятка промысловых и транспортных судов, принадлежавших Беломорской компании. Ими также были разграблены Кемь и Сумский городок. И это далеко не всё. На всём Мурманском берегу они с легкостью разоряли поморские деревни.

И разумеется, поморы не могли оставаться к этому безобразию равнодушными. Яркий пример борьбы с пришедшими с Туманного Альбиона захватчиками продемонстрировал кормщик лодьи «Евлус 2-й» Матвей Андреевич Герасимов. «Евлус 2-й» шел 19 августа 1810 года, груженный рожью, из Архангельска в Норвегию. Близ Нордкапа англичане захватили лодью, взяв её на буксир, и британский фрегат повёл её в Англию. Несколько поморов с «Евлуса» англичане перевели на свой фрегат, а на лодью вместо них переместили 7 английских солдат и одного офицера.

Но во время пути в море начался шторм, и кормщика Матвея Герасимова, а также боцмана судна Ивана Васильева под конвоем заставили управлять судном. Оценив изменившуюся обстановку, ночью 30 августа Матвей Герасимов с Иваном Васильевым, а также матросами Петром Пуховым, Фёдором Пахомовым напали на английских часовых и сбросили их в море. Офицеры же были заперты в каюте.

Управляемая кормщиком М. Герасимовым лодья изменила курс и вскоре пришла в нейтральный норвежский порт Вардё. Здесь экипаж, ведомый отважным помором, сдал английских пленников датскому коменданту. Британский офицер сам, добровольно, передал М. Герасимову шпагу, кортик и карманный кинжал. В качестве трофеев поморы также получили британский флаг и даже план Лондона.

Геройский подвиг М.А. Герасимова вскоре стал известен всей стране. Отважный помор даже был награждён знаком одного из военных орденов.

Константин ТАРАКАНОВ. Иллюстрации: акварели Валериана Галямина с видами Архангельска начала 19 века.

00:44