Главная / Ретрофлот / Из истории мореходного образования на Русском Севере
logo

Из истории мореходного образования на Русском Севере

В марте 1781 года в Холмогорах по указу императрицы Екатерины Второй открылась первая в России мореходная школа.

В Архангельске, как это вначале предполагалось, разместить ее не смогли. Дело в том, что город в 1780-м сильно выгорел, и в нём просто не нашлось подходящих зданий. В Холмогорах же в это время пустовало солидное и неплохое по сохранности каменное здание постройки XVII века, бывшее когда-то архиерейским домом. Оно-то и стало домом для первой российской «мореходки».

Первые шаги

Первый вопрос, на который должны были ответить создатели, касался того, чему и как учить. В мореходной школе полагались следующие классы: российской грамоты и письма, арифметики, геометрии и тригонометрии, купеческой навигации, астрономии, круглой навигации, морской картографии, голландского, английского, немецкого и французского языков, а также «бухгалтерства» (на итальянский образец). Знания курсантов предполагалось проверять на ежегодных экзаменах.

Надо сказать, что занятия в школе начались лишь через полгода после того, как учебное заведение официально открылось. «Грызть гранит науки» за партами ученики принялись лишь в октябре 1781 года. И что интересно, лишь в августе 1782 года в Холмогоры было доставлено пять ящиков с научными книгами, различными учебными пособиями и инструментами. В регистре вещей значились: две астролябии, 10 «гаинтирских шкал», 15 «сектуров», 15 различных геометрических инструментов, один «градшток», один «квадрант», а также логарифмические таблицы, учебники по навигации, астрономии, геометрии, грамматике и азбуки на немецком языке.

С 1784 года ученики школы начинают осваивать купеческие суда. Уходящим в море вручали специальные паспорта за подписью архангельского губернатора, скреплённые гербовой печатью. В Государственном архиве Архангельской области, сохранился любопытный документ, датированный сентябрём 1785 года: «Объявитель сего Архангельского наместничества Холмогорской мореходной школы ученик Николай Патракеев отпущен от Архангельского приказа общественного призрения для примечания навигации на море на идущем от архангельского купца Матфея Стукачёва в иностранные государства…».

Переход в Архангельск

В 1786 году мореходную школу переводят в Архангельск. Она разместилась в каменном доме казённой палаты, в центральной части города, с тремя флигелями для квартир директора и учителей, а также для проживания курсантов.

Мореходная школа для города стала весьма солидным учреждением, правда, к сожалению, ненадолго. Казалось бы, от перемещения школы в Архангельск она должна была только выиграть. Уже одно пребывание здесь, в портовом городе, где велась активная внешняя торговля, имелись судостроительные верфи, на которых курсанты могли бы изучать кораблестроение и проходить морскую практику, было мореходному учебному заведению только на пользу.

К сожалению, в конце XVIII и начале XIX веков в России сложилась неблагоприятная ситуация в торговых сношениях с заграницей. Спрос на подготовку командных кадров для морских купеческих судов упал. Ко всему прочему, на ситуацию сильно повлияла проведённая неудачно административная реформа. Реформа выразилась в соединении школы с главным народным училищем. В итоге школа, превратившаяся в банальный мореходный класс, была в 1804 году закрыта.

Идею восстановления мореходного образования на Архангельском Севере возродили в феврале 1842 года. Ее реализовали в создании так называемых «шкиперских курсов». Открыты они были не только в Архангельске, но и в Кеми, а немного позже ─ в Сумском Посаде, Онеге, Патракеевке, Кушереке.

Программу разделили на два курса, каждый протяженностью по 2–3 года. Курсанты изучали как общеобразовательные (арифметику, геометрию, русский язык, закон божий), так и специальные предметы: навигацию, мореходную астрономию, лоцию, такелажное дело, торговый устав и пр. С течением времени вводились новшества. Так, в 1876 году появились такие предметы, как корабельная архитектура, основы судостроения, пароходная механика и еще ряд вспомогательных дисциплин.

Кроме подготовки грамотных специалистов для флота, «шкиперские курсы» были призваны популяризировать на местах новейшие на тот момент судостроительные технологии. И это дало важный толчок развитию судостроения. Известно, что всего за 7 лет (1852–1859) поморы изготовили 412 судов, что для того времени было немалым количеством.

Учеба на «мореходных курсах» была поставлена серьезно, а качество получаемого образования позволяло выпускникам с успехом наниматься на работу не только в России, но и в Англии и Голландии. В 1861 году из Архангельска в Лондон отправилось первое торговое судно, полностью укомплектованное россиянами от матроса до штурмана и шкипера, а в 1877 году впервые в истории все российские суда вышли в море с российскими экипажами.

Торгово-мореходное училище

В июне 1899 года, мореходное образование на Архангельском Севере поднялось на новую высоту.  Было открыто целое торгово-мореходное училище.

Оно состояло из двух отделений: торгового и мореходного. Объявление о приеме учащихся публиковалось в «Архангельских губернских ведомостях» и петербургской газете «Биржевые ведомости».

На торговое отделение принимались мальчики в возрасте от 11 до 14 лет после окончания приходского или сельского народного училищ. На мореходное отделение могли претендовать подростки от 13 до 19 лет, имевшие за плечами двухмесячное плавание в море с одобрительным отзывом о способностях к морской службе.

Учебный год здесь начинался 15 октября и заканчивался 15 апреля. Среди преподаваемых предметов - немецкий и норвежский языки, коммерческая арифметика, метеорология и гидрология, лоция, мореходная астрономия, основные сведения по теории корабля и кораблестроению.

Обучение теории шло рука об руку с практикой. Для курсантов организовывались практические занятия по управлению мелкими паровыми судами, гребными и парусными шлюпками, такелажным и парусным работам и прочее.

Особую роль играла морская практика учащихся. По окончании учебы выпускники торгового отделения получали аттестат. Воспитанникам мореходного отделения аттестат выдавали в том случае, если они успешно сдали экзамен и совершили не менее 17 месяцев в морском плавании. Такой документ уравнивал их в правах с лицами, окончившими курс в мореходных классах высшего разряда. А езе за отличные успехи и поведение учащихся могли претендовать на получение серебряной или золотой медали.

Число обучающихся постоянно росло. Если в год открытия на курс было принято 17 учеников, то к 1905 году их число возросло до 95. Обучение было платным, размер оплаты регулировался российским министерством финансов. 

Преподавателей тщательно выбирали, предъявляя к ним высокие требования. Так, чтобы преподавать общеобразовательные дисциплины, педагог был обязан иметь университетское образование. Те, кто обучал морским специальностям, имели за плечами аттестаты Морского кадетского корпуса или Морского инженерного училища.

Таким образом, в дореволюционный период на Архангельском Севере сложилась стройная и эффективная система подготовки профессиональных морских кадров.  Выпускники морских учебных заведений Архангельска успешно служили на Севере, на Балтийском, Черноморском морях и на Дальнем Востоке.

Из известных выпускников стоит, в первую очередь, вспомнить Александра Степановича Кучина ─ единственного русского участника экспедиции Руаля Амундсена на «Фраме» к Южному полюсу (1910-1911 гг.). Он же был капитаном судна «Геркулес» не вернувшейся из полярных северных краёв экспедиции Владимира Русанова (статья о ней здесь).

Подготовил Константин ТАРАКАНОВ. Фото из открытых источников.

14:20