Главная / Личность / «Полярная авантюра» Георгия Седова - часть I
logo

«Полярная авантюра» Георгия Седова - часть I

Мы уже писали о двух полярных экспедициях 1912 года (Владимира Русанова и Георгия Брусилова), завершившихся неудачно. Полярники навсегда остались в своём «белом арктическом безмолвии». Сегодня мы расскажем о самой известной из этих «неизвестных» экспедиций 1912 года. Ею стала экспедиция русского гидрографа и полярного исследователя, старшего лейтенанта Георгия Яковлевича Седова.

На выставке «Тайны затерянных экспедиций 1912 года» Архангельского краеведческого музея об экспедиции Георгия Седова собрано больше всего материала. Это произошло во многом потому, что покорять суровые арктические просторы экспедиция начала именно в Архангельске. И именно в столице Поморья осталось больше всего материалов о подготовке к ней.

Рожден на юге России

Как и два других руководителя «затерянных экспедиций» 1912 года, Георгий Яковлевич Седов родился на юге России. Произошло это 23 апреля [05 мая] 1877 года на хуторе Кривая Коса в области Войска Донского. Сейчас эта местность ─ Седово ─ находится в Новоазовском районе Донецка. Был девятым, самым младшим ребёнком в семье рыбака и прачки. То, что Георгий выбился в люди из самых низов, особенно подчёркивалось в советское время.

Когда отец работал, семья не бедствовала. Но во время алкогольных загулов глава семейства пропивал заработанное до копейки. Чтобы хоть как-то прокормиться, младший Седов, как и пятеро его старших братьев, был вынужден наниматься рабочим к местным богатым казакам. Ни о какой учёбе при таком режиме не могло быть и речи.

В 1891 году, в четырнадцатилетнем возрасте, Георгия отдали на учёбу в открывшуюся на хуторе церковно-приходскую школу. За два года он смог окончить трёхлетний школьный курс, причём с отличием. В школе парень был первым учеником, неофициальным помощником учителя, старшим в строе военной гимнастики. При выпуске Георгий получил похвальный лист.

После школы он некоторое время батрачил у местного купца Афончикова. Батрачил недолго. Однажды он от усталости проспал. За эту оплошность Седов был бит плетью. После такого ни о каком продолжении работы у купца Афончикова не могло быть и речи. Парень устроился приказчиком в магазине Фролова, находившегося также на Кривой Косе. В жизни Георгия намечались перемены. Должность приказчика давала и почёт, и хорошую зарплату.

Но зарплата молодого специалиста не прельщала. Ещё во время учёбы в школе парень увлёкся чтением. Его, в первую очередь, привлекли книги о путешествиях отважных капитанов, стремящихся покорить весь мир. Георгий решил стать именно таким, капитаном дальнего плавания.

Побег из дома и корабельные курсы

Идея родителям не понравилась. Не для того они отпустили ребёнка на учёбу, чтобы он укатил в дальние края. Работа приказчика родителям грела душу, но не устраивала Георгия. В итоге парню пришлось покинуть дом самовольно. В 1894 году, в тайне от родных, он отправился в Ростов-на-Дону, поступать на мореходные курсы. Инспектор мореходных классов поставил будущему мореходу условие: парень будет принят, но перед этим он не менее трёх месяцев проплавает на торговом судне простым матросом.

Юноша устроился работать на пароход «Труд», к капитану Н.П. Муссиру. На этом судне парень ходил по Чёрному и Азовскому морям. Седов капитану настолько понравился, что в последний из трёх отведённых месяцев Георгия даже перевели на капитанский мостик, повысив до рулевого.

13 ноября 1894 года, после своеобразной корабельной практики, Седов поступил в Ростове-на-Дону в Мореходные классы имени графа Коцебу, довольно известного на тот момент мореплавателя, оставшегося в истории благодаря подробному описанию Камчатки.

Родители, узнав о поступлении на курсы, «сменили гнев на милость». Юноша исправно высылал родителям сэкономленные деньги. А на втором курсе за хорошую учёбу Георгия вообще освободили от платы за обучение.

После трёх лет обучения, в 1899 году, Георгий Седов получает профессию. Судя по диплому, он становится «штурманом каботажного плавания». То есть он получил возможность обеспечивать коммерческое судоходство в пределах одной, сравнительно небольшой территории. Но таких профессиональных перспектив молодому человеку было явно недостаточно.

Ещё через год он получает диплом уже штурмана дальнего плавания. Однако первый рейс Георгия, к сожалению, оказался неудачным. Хозяин судна с гордым именем «Султан» потребовал от капитана Седова посадить своё добро на камни... С этой махинации нерадивый работодатель надеялся получить неплохое страховое вознаграждение. С обмана свою профессиональную деятельность Георгий начинать не захотел. Он доставил «Султана» туда, куда официально требовалось ─ в город Новороссийск.

Как следствие, парень сразу же остался без работы. В 1900 году, в 23-летнем возрасте, Седов ещё более приблизился к своей мечте о дальних странствиях. Быстрее всего это было сделать, будучи военным. В Севастополе он был зачислен в учебную команду, в которой начинающего военного назначили штурманом учебного судна «Березань». В 1901 году, добившись звания прапорщика запаса, находясь уже в Петербурге, Седов экстерном сдал экзамены за курс Морского корпуса, после чего был произведён в поручики запаса.

Готовиться к экзаменам Георгию Яковлевичу помогал Александр Кириллович Дриженко, инспектор мореходных классов в Ростове-на-Дону. Именно Дриженко дал Седову, как лучшему ученику, рекомендации для поступления в Морской корпус Санкт-Петербурга. Александр Кириллович также снабдил Седова программой Морского корпуса и необходимой для поступления литературой. Готовился к поступлению Георгий Яковлевич в семье брата Александра Кирилловича ─ Фёдора Кирилловича Дриженко. Генерала корпуса гидрографов, известного русского учёного, исследователя озера Байкал. За плечами Фёдора Кирилловича даже было одно кругосветное путешествие, длившееся пять лет, с 1878 по 1883 годы.

Первая встреча с Севером

Близость с главным российским гидрографом определила дальнейшую профессиональную судьбу Георгия Яковлевича. С 1902 года Седов работает в гидрографическом управлении при Адмиралтействе. В это время, он впервые появляется на Севере. Как гидрограф (то есть специалист, занимающийся измерением и описанием физических характеристик океанов, морей, прибрежных рек и озёр, в первую очередь, для целей мореплавания – прим. автора) Седов в составе гидрографической экспедиции был отправлен в Арктику.

В первую очередь, объектом изучения стал целый Северный Ледовитый океан. Здесь проводились работы в районе острова Вайгач, устья реки Кары и около Новой Земли. В северных краях Седов выполнял обязанности помощника начальника гидрографической экспедиции. И деятельность его на этом поприще получила весьма высокую оценку со стороны руководителя экспедиции, гидрографа А.И. Варнека.

В следующем, 1903 году, Георгий Яковлевич принимал участие в экспедиции, проходившей уже под руководством Ф.К. Дриженко. На этот раз главной целью экспедиции стало Карское море. В этом же году начинающий гидрограф впервые попадает в Архангельск. Сюда, кстати, он прибывает на пароходе «Пахтусов», названном в честь героя одной из наших прошлых публикаций. В Архангельске он знакомится с американским путешественником Энтони Фиала, надумавшем из Архангельска отправиться на покорение Северного полюса.

Американская экспедиция потерпела поражение. Судно 21 декабря 1903 года было раздавлено льдами у острова Рудольфа. Экипаж и члены экспедиции, в составе 39 человек, высадились на лёд. В 1904 году члены экспедиции предприняли две неудачные попытки пешком добраться до Северного полюса.

Впрочем, нельзя сказать, что эта экспедиция была неудачной полностью. Уильям Петерс, организовавший её научную часть, провёл работы по изучению архипелага Земля Франца-Иосифа. В результате удалось уточнить географическое положение архипелага.

Седова крайне увлекла идея покорить самую северную точку планеты. Особенно это желание усилилось после того, как он узнал, что экспедиция Энтони Фиала своей цели так и не достигла.

Седов на Дальнем Востоке

К сожалению, в последующие восемь лет Седову пришлось заниматься далёкими от романтического освоения полюса делами. Георгий Яковлевич участвует в Русско-японской войне. В это время он служит в соединении миноносок Сибирской военной флотилии. Первоначально он был назначен ревизором миноносца №17, а через некоторое время ─ командиром миноносца №48.

Это соединение несло сторожевую вахту в Амурском лимане, охраняя вход в реку Амур со стороны моря. К счастью, японские корабли не предпринимали попыток прорваться в устье реки, так что в боевых действиях, по большому счёту, Седову участвовать не пришлось. В 1905 году, уже по окончании сражений, его «за усердие и отличную службу» удостоили орденом «Св. Станислава 3-й степени».

В том же году Седов был назначен помощником лоцмейстера крепости Николаевска-на-Амуре (лоцмейстер – портовое должностное лицо, отвечающее за расстановку и исправность плавучих средств сигнализации и навигационной обстановки на водных путях – прим. автора). В 1906-м под руководством Георгия Яковлевича были проведены лоцмейстерские работы по улучшению условий судоходства по Амуру.

Находясь на Дальнем Востоке, Седов не забывает и своей главной привязанности ─ Крайнего Севера. В местной газете «Уссурийская жизнь» он пишет несколько статей по крайне интересующей его проблеме. В первую очередь, это «Северный океанский путь» и значение «Северного океанского пути» для России. В своих научных трудах Георгий Яковлевич обосновал важность изучения Северного морского пути.

Кроме этого, в 1907 году он за свой счёт издаёт брошюру «Право женщины на море». В ней обосновывает необходимость предоставить женщинам право на морское образование.

В 1908 году Седов возвращается в Санкт-Петербург, правда ненадолго. Уже будучи в чине штабс-капитана, его вновь прикомандировывают к Главному гидрографическому. Здесь его руководителем вновь становится Ф. К. Дриженко. Следующей его экспедицией стал район Каспийского моря. Георгий Яковлевич выполняет там обязанности помощника начальника экспедиции. Там он проводил различные рекогностировочные работы по составлению новых навигационных карт. Эта работа Седова также была отмечена. Георгия Яковлевича за плодотворный труд на благо государства наградили орденом «св. Анны» также 3-й степени.

           

Чукотка и Новая Земля

В 1909 году, с 03 марта по 15 декабря, Седов участвует в экспедиции на Чукотку, организованной геологом И.П. Толмачёвым. Та часть экспедиции, которую готовил Седов, занималась, в первую очередь, рекой Колымой.  Были составлены карты устья этой реки, а также морских подходов к ней. Карта, составленная экспедицией Седова, позволила в 1911 году провести первый успешный коммерческий рейс из Владивостока на Колыму. Корабль, отправившийся с коммерческим грузом к одной из самых холодных российских рек, впоследствии был назван «Колымой».

За организацию этой экспедиции Седова избрали действительным членом Русского географического и Русского астрономического обществ.

В 1910 году Георгий Яковлевич взялся за Новую Землю. На пароходе «Великая княгиня Ольга Константиновна» Седов картографировал и гидрофицировал Ольгинский посёлок, незадолго до этого созданный на Новой Земле. В следующем, 1911 году, Седов выполнял задание по разработке проекта в восточные районы Арктики. К неудовольствию Георгия Яковлевича, арктический проект отменили. Седова ─ в который уже раз ─ отправили на Каспий, для работы над картами и лоцией Каспийского моря.

Дальше 1912 года тянуть было нельзя. В первую очередь потому, что приближалась знаменательная дата ─ трёхсотлетие Дома Романовых. Седов считал установление государственного флага на самой северной точке земли идеальным подарком государю к юбилею.  Кроме того, полярный исследователь опасался, что если протянет ещё немного, он вообще может утратить статус первопроходца на полюсе ─ на 1913 год готовилась экспедиция по покорению самой северной точки земли норвежским исследователем Руалем Амундсеном. 

За несколько лет до свершения своего судьбоносного полярного проекта Георгий Яковлевич женится. Избранницей будущей знаменитости, в честь которой назовут различные географические объекты, включая знаменитый ледокольный пароход, становится Вера Валерьяновна Май-Маевская, племянница одного из видных российских военачальников В.З. Май-Маевского. Будущий покоритель высоких широт, перед тем как отправиться в холодные края, не оставил свою благоверную на произвол судьбы. Он обзавёлся в Полтавской губернии небольшим имением. Кроме того, Седова признали в научном мире. В общем Георгий Яковлевич, выходец из низов общества, стал вхож в его элиту.

Сплошные неудачи

Но, к сожалению, это самое общество не помогло Седову осуществить свою главную мечту ─ первым покорить Северный полюс. Изначально экспедиция предполагала государственное финансирование. Но потом план Седова по покорению полюса комиссия главного гидрографического управления, созданная по определению возможности финансирования проекта, банально отвергла. Запрос на 50 тыс. рублей, направленный в Государственную Думу от «Русской национальной партии», также получил отказ.

К 1912 году Седов много и успешно работал на Севере. Но он, по большому счёту, не знал зимней Арктики. Не имел никакого опыта прохождения по дрейфующим льдам. Отсюда и все промахи разработанного им плана. У полярника Каньи, например, была сотня собак и два вспомогательных отряда. У путешественника Пири ─ двести пятьдесят собак и четыре вспомогательных отряда. А по плану Седова переход к полюсу должны были осуществить всего три человека с тридцатью девятью собаками.      

К тому же, стремясь опередить Амундсена, Георгий Яковлевич намечал срок выхода экспедиции на первое июля. Времени на подготовку было явно недостаточно. В конце мая Седов подготовил новый, уточненный план экспедиции. Как гласят исторические первоисточники, количество собак увеличивалось теперь до шестидесяти, а груз был уменьшен с 3,25 до 2,18 пуда на одну собаку (около 38 килограммов). Но дневной рацион собаки пришлось снизить с 1 до 0,6 фунта (приблизительно до 250 граммов). Так что и в новом плане были явно нереальные цифры ─ на таком довольствии собаки могут не потянуть.

Похоже, что посещение Северного полюса стало для Седова настоящей идеей fix, которую нужно осуществить несмотря ни на что. Будущий, как он думал, покоритель самой верхней точки планеты даже пошёл на то, чтобы организовать подписку на сбор денег на полюс.

Подписку организовывали через газету «Новое время» и её совладельца М.А. Суворина. Постоянные публикации о подписке получили большой общественный резонанс. Даже император Николай Второй сделал на экспедицию частный взнос в размере 10 тысяч рублей. Но вкладов таких размеров не сделал больше никто. В итоге на экспедицию удалось собрать ещё всего лишь 12 тысяч рублей.

Еще 20 тысяч рублей выдал Седову совладелец газеты «Новое время» М.А. Суворин. Правда, сделал он это не безвозмездно. Как настоящий предприниматель, он будущему покорителю Северного полюса на эту сумму выдал кредит.

Окончание здесь.

18:54